Не так давно премьер Владимир Путин в одном из выступлений обрадовал ветеранов Великой Отечественной, заявив, что вне зависимости от того, успели ли они встать в очередь до 1 марта 2005 года или не успели, они должны быть обеспечены жильем в течение следующего года.
Решение исполнить долг перед самыми пожилыми и самыми заслуженными нашими гражданами (а на сегодняшний день - в силу возраста и болезней и самыми беспомощными...) было принято весной 2008 года. Сразу после вступления в должность президент Дмитрий Медведев подписал Указ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
В указе шла речь только о ветеранах-очередниках, вставших на учет в качестве нуждающихся в новом жилье до 1 марта 2005 года. Но теперь первые лица страны совершенно справедливо рассудили: не в дате дело. И хотя документально это пока не оформлено (говоря бюрократическим языком, не внесены изменения в соответствующие нормативные акты), народ обрадовался: если уж руководители страны пообещали - значит, будет выполнено.
Но оказалось, что стать очередником даже будучи ветераном войны, совсем не просто. А понятие "нуждающийся в улучшении жилищных условий" местные чиновники трактуют буквально кто во что горазд.
В тесноте и обиде
"Я обратилась в администрацию города Костромы, - пишет пенсионерка-блокадница Ирина Петровна Филина. - Мне ответили, что поставить меня на очередь могут только в том случае, если у меня есть награды за оборону Ленинграда". То, что семья Ирины Петровны вчетвером живет в квартире площадью 34 квадратных метра, роли почему-то не играет. Хотя норма учета для постановки в жилищную очередь в Костроме - 12 квадратных метров на человека, и легче легкого посчитать, что семья Ирины Петровны живет намного теснее. (Впрочем, норматив этот официально в городской администрации нам не подтвердили - чиновники очень неохотно делятся такими ценными сведениями.)
Еще пример. Подмосковные Химки. В однокомнатной 37-метровой квартирке - пять человек, четыре(!) поколения. 89-летняя Надежда Яковлевна Манжуева, воевавшая радисткой с Германией, а затем - и с Японией, ее дочь-пенсионерка и взрослый внук с семьей - женой и ребенком. "Мы с мамой спим на кухне, дети в комнате, - рассказала "Российской газете" дочь бывшей радистки. - В постановке на учет маме отказывают - по метражу проходим, а вот по доходам - нет. Квартира в моей собственности, мама там только прописана, своего жилья у нее нет. Но стоимость квартиры, где мы все живем, включается в доход всей семьи". Поэтому семья ветерана двух войн не считается малоимущей и претендовать на улучшение жилищных условий, по мнению химкинских чиновников, не может.
Не "положена" ветерану квартира от государства и в том случае, если он живет вместе с соседями. "У меня в коммунальной квартире комната 12,8 квадратного метра, - рассказала "РГ" 91-летняя Прасковья Даниловна Стрельникова из Воронежа. - Я ветеран войны и труда, вдова, муж погиб под Сталинградом в 1943 году. В очередь на отдельное жилье меня не ставили - дом признавался аварийным, говорили, и так переселят, когда будут сносить. А теперь и дом не расселяют, и меня на очередь не ставят. Неужели я так и закончу свой век в коммуналке?"
Не лучше ситуация и у стариков, доживающих свой век в деревенских домах. Или переехавших к детям и внукам (уход-то нужен!), но имеющих "недвижимое имущество".
" У нас априори не может быть малоимущих ветеранов, их пенсия в любом случае больше прожиточного минимума, - пишет Елена Николаевна из Воронежской области. -- А в нашем случае учитывается дом, в котором ветеран, моя бабушка, прожила с 1947 года, степень износа 98 процентов, в деревне, которой практически не существует, где нет ни воды (находится в 1 км от дома), ни газа". Можно не повторять, что Еленина бабушка тоже в "улучшении жилищных условий" не нуждается.
Есть поручения, но...
Поручения в связи с указом президента были даны всем, кому положено: правительству, главам регионов и федеральных округов. Но беда в том, что хотя ветеранская программа - программа федеральная и жилье старики получают на средства федерального (а не регионального!) бюджета, "признают" их нуждающимися (или не нуждающимися) местные чиновники на основании ими же написанных местных нормативных актов.
При этом в регионах есть отдельные официальные документы дляулучшения жилья военным, судьям, муниципальным служащим, другим категориям, но при этом сколько ни шерстил ваш корреспондент нормативную базу, не нашел ни одного(!) региона, где было бы принято специальное постановление или закон, отличивший наших ветеранов от прочих. Например, в Томске для участников программы "Молодая семья" общий жесткий норматив жилплощади для постановки на учет смягчили: можно иметь не 10 метров на человека, а 14. И очень хорошо: чтобы молодежь рожала детей, нужно помочь иметь реальные жилищные перспективы. Ну а где же ветераны?
Нет, изменения в нормативную базу касательно увеличенного прошлым летом норматива предоставляемой площади с 22 до 36 квадратных метров региональные власти исполнили. Но ведь прежде, чем жилье - эти самые 36 ветеранских метров - получить, нужно стать очередником. А здесь для ветеранов - никаких поблажек.
Их практически везде "гребут под одну гребенку" со всеми другими претендентами на социальные метры: считают "учетную" мизерную жилплощадь (в Екатеринбурге было, например, 15 метров, да и то снизили до 10), копейки дохода, а потом выдают вердикт: "Не положено".
А знаете, сколько документов нужно собрать только чтобы подать заявление о рассмотрении - нуждается ветеран в жилье или не нуждается? Акт проверки жилищных условий (ладно, согласны), выписку из домовой книги, копию финансового лицевого счета, подтверждающие документы на имеющееся жилье, техпаспорт (вы давно были в БТИ? Я - недавно, и лучше не вспоминать...), выписка из единого госреестра прав на жилье и сделок с ним, и так далее, и тому подобное. Одна наша читательница подсчитала: ей предстоит собрать 24 документа, многие из которых действительны ограниченный срок времени. Конечно, за многих стариков будут хлопотать дети и внуки. А кто позаботится о самых-самых обездоленных - одиноких?..
Павел Крашенинников, председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
- В статье 51 Жилищного кодекса перечисляются все основания для признания граждан нуждающимися в предоставлении социального (муниципального) жилья. Это когда у человека отсутствует какое-либо жилье или оно есть, но не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений. Когда площадь на одного члена семьи ниже, чем установленная в регионе учетная норма. Когда несколько семей живут в одной квартире и среди них есть больные некоторыми видами тяжелых хронических заболеваний (есть утвержденный правительством перечень таких болезней).
Более того, если внимательно прочитать статью 49 ЖК, мы увидим, что наряду с малоимущими гражданами (пункт 3 этой статьи) жилье может предоставляться "иным" категориям (пункт 4). Эти категории могут быть определены федеральным законом, указом президента или законом субъекта РФ. У нас с вами как раз такой случай - президент своим указом определил категорию, которую государство обязуется обеспечить - нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны. При этом имущественное положение людей никакой роли здесь играть не должно.
И те чиновники, которые мучают ветеранов сборами бесчисленных справок и обсчетами чуть ли не каждого выращенного пучка редиски и каждой гуляющей по двору курицы, попросту не выполняют закон.
Думаю, надо немедленно обратить внимание на это как минимум двух ведомств: прокуратуре проверить, что творится на местах с ветеранской программой. А министерству регионального развития - подготовить официальные разъяснения и разослать их по регионам.
Не будем забывать, что речь идет о людях преклонного возраста, по которым любая обида, любая несправедливость бьет очень сильно и может стоить не только здоровья, но и жизни.