Выставка авиакосмической и военно-морской техники LIMA-2009 обозначила интерес стран Азиатско-Тихоокеанского региона не только к российским самолетам, но и к нашим кораблям.
Наш тяжелый истребитель Су-30МК интересен для приморских и островных государств тем, что может долгое время находиться в воздухе без дозаправки, имеет диапазон скоростей от "вертолетных" до сверхзвуковых, а оружия несет, словно бомбардировщик. Дополнительную рекламу ему обеспечивает Индия. Завершается работа над авиационной крылатой ракетой БраМос, которая будет устанавливаться на Су-30МКИ. А с таким оружием он становится грозным ракетоносцем.
Помимо боевой техники на выставке четко обозначился интерес к гражданским самолетам российского производства. Здесь уже на первых ролях были представители Объединенной авиастроительной корпорации. В частности, им удалось заинтересовать целый ряд потенциальных покупателей региональным пассажирским самолетом Ан-148. Машина разработана на Украине, но собирается в Воронеже, и Россия имеет право продавать этот самолет как свою продукцию. Недавно два Ан-148 были проданы в Мьянму (бывшая Бирма). Представители региональных авиакомпаний внимательно оценивали и перспективный российский лайнер МС-21, работы над которым идут полным ходом.
Другое направление, которое наконец-то обозначилось как вполне реализуемое - морское. Азиатско-Тихоокеанский регион и Юго-Восточная Азия - это обилие островов и морских акваторий. Казалось бы, именно наши корабли, катера и уникальные самолеты-амфибии должны быть здесь самыми востребованными. И действительно, интерес был, но все как-то не складывалось. Руководитель делегации "Росооборон экспорта" на салоне LIMA-2009 Виктор Комардин заявил, что ведутся предконтрактные переговоры по продаже в страны региона патрульных катеров, фрегатов и подводных лодок российского производства. По его словам, лишь финансовый кризис слегка затормозил этот процесс.
Одним из основных предприятий, продукция которого оказалась востребована - Зеленодольское проектно-конструкторское бюро из Татарстана. Его легкий фрегат "Гепард", вполне возможно, скоро станет также популярен в регионе, как истребитель Су-30МК.
Главный конструктор предприятия Виктор Кашкин сказал корреспонденту "РГ", что "Гепард" очень выигрывает по параметру цена-качество. А по насыщенности самым современным вооружением он вообще вне конкуренции. Продвижению этого корабля на мировой рынок способствует и то, что он серийно выпускается и недавно стал поступать на вооружение нашего ВМФ.
Впервые за рубежом была показана радарная система "Касатка", предназначенная для контроля прибрежных акваторий, и она сразу произвела фурор. Мощнейшая РЛС, построенная на фазированных решетках, потребляет минимум электроэнергии. Как сказали ее разработчики - не больше, чем утюг, в то время как для имеющихся мировых аналогов требуются электрогенераторы огромных мощностей. "Касатка" может работать в автоматическом режиме долгое время, обеспечивая контроль значительных территорий.
Посол России в Малайзии Александр Карчава, сделавший очень много для успешной работы нашей делегации на выставке LIMA-2009, отметил, что именно военная продукция высоких технологий проложила дорогу в регион российским изделиям мирного назначения. И доля нашей мирной продукции в экспорте будет только расти.