Легендарные "Лицедеи" открыли в Петербурге первый в мире театр клоунады

В Петербурге открылся новый театр. Первый в мире стационарный театр клоунады. Известные всему миру клоуны-мимы "Лицедеи", самые путешествующие, наконец обрели свой дом. Десять лет его строили, и теперь у театра есть большая и малая сцена, а также "Лейкин-клуб", названный так в честь мастера клоунады Леонида Лейкина. Все площадки оборудованы по последнему слову техники и даже способны трансформироваться в многоуровневые сцены.

Это знаменательное событие решено отметить с размахом. В новом доме на Петроградке в начале декабря открылся большой международный фестиваль "Лицедеи-open", который будет продолжаться 20 дней. Каждый вечер на сцену будут выходить друзья "Лицедеев": Геннадий Хазанов, Юрий Гальцев, Максим Леонидов, Вячеслав Бутусов и группа "Ю-Питер". Творческие вечера проведут Семен Альтов, Олег Митяев. С Украины приедет комик-труппа "Маски-шоу", актер-комик Паоло Нани из Дании привезет спектакль The Letter. Одна из известнейших клоунесс Европы Лаура Хертс прилетит поздравлять "Лицедеев" сольным спектаклем A Won Woman Show. Сами хозяева порадуют любимыми народом спектаклями "Покатуха", "Ай-яй-яй-ревю". Анвар Либабов покажет сюрреалистический трагифарс "Дневник гения", спектакль театра "Приют комедианта".

К "Лицедеям" собираются Армен Джигарханян, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Андрей и Иван Урганты, Илья Олейников и Юрий Стоянов. Ждут они и своего отца - Вячеслава Полунина.

прямая речь

"Безсолница" и Лейкин

Как получить приглашение на работу во всемирно известный "Цирк дю Солей"? Об этом лучше всех в Петербурге знает Леонид Лейкин, один из долгожителей клоун-мим-театра "Лицедеи". Почему, прослужив за океаном 10 лет, артист вернулся в родной город?

Российская газета: Не каждого пригласят в лучший цирк мира.

Леонид Лейкин: В 1994 году "Лицедеи" выступали в Голландии на уличном театральном фестивале. Ко мне подошел человек: "Я заинтересовался творчеством вашего коллектива. А вы знаете о "Цирке дю Солей"? Хотел бы пригласить вас посотрудничать". Впервые мы увидели этот цирк в 1990 году, когда работали в Париже. Мы ответили, что подумаем. В то время наши пути со Славой Полуниным разошлись, и коллектив театра выбрал меня художественным руководителем. И притом мы были захвачены идеей нового спектакля "Доктор Пирогофф", в котором у меня главная роль. В общем, не срослось... А через несколько лет, в 1998 году, нас с Валерой Кефтом снова позвали. Мы решились. И началась моя 10-летняя жизнь в "солнечном цирке". Недавно я вернулся в Петербург, а Валера осел в Лас-Вегасе: семья, дети, быт. К своему счастью и нашему, "Лицедеев", сожалению.

Я мечтал покорить Америку. Да что там - весь мир. Но связи с родным коллективом не терял. Моя трудовая книжка лежала в нашем театре.

РГ: В "Цирке дю Солей" нехватка клоунов?

Лейкин: Это проблема всех цирков мира. Клоун - самая редкая профессия на земле. Дедушка Никулин говорил, что если собрать хороших клоунов со всей планеты, они могут поместиться в два троллейбуса. Российская, еще советская, школа клоунады, как известно, лучшая в мире. Незабываемые имена: Карандаш, Олег Попов, Леонид Енгибаров, Михаил Шуйдин, Юрий Никулин.

РГ: В Интернете гуляет легенда: "Лейкин проиграл в казино все, что заработал, отчаялся - и вернулся". Это вы запустили?

Лейкин: В принципе это правда. Как я всем говорю: Достоевский тоже играл. Если бы не играл, может, мы и не увидели бы его замечательный роман "Игрок". Это ведь болезнь, большая проблема, я сначала стеснялся говорить, что таким образом оттягивался. В Лас-Вегасе на каждом шагу казино, игровые автоматы. Я играл не в рулетку, а часами мог сидеть перед самыми простыми автоматами. Бес попутал! Но теперь - все. Есть вещи поинтереснее. Театр, например.

РГ: А как насчет "отчаялся - и вернулся"?

Лейкин: Не "отчаялся", а просто отчалил. О возвращении думал давно. Я ведь зачем тогда поехал? Не только за деньгами. Хотел там прославиться. Это было моей ошибкой. "Цирк дю Солей" не делает звезд. Есть бренд, есть программа (Varekai, "О", Alegria или Dralion), и даже если ты звезда, у тебя сто наград, публика не знает твоего имени. Знает только очень узкий круг близких людей. Никто не знал, что я Леня Лейкин. Зато я познакомился со многими знаменитыми людьми. Практически весь Голливуд побывал на шоу, где я работал: Роберт Де Ниро, Том Круз, Шон Пенн, Эдди Мерфи, Брюс Уиллис, Деми Мур... Я познакомился с Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном.

РГ: Угораздило же вас вернуться в Россию во время кризиса - не раньше, не позже!

Лейкин: (смеется) Я отсюда уезжал тоже в кризис, думал, что помогу семье. В "Цирке дю Солей" каждый раз подписываешь контракт на год. Я несколько раз собирался уходить. Устал от туров. Например, с программой Alegria мы объездили всю Европу. Но тут меня пригласили в водное шоу "О", это одна из лучших программ. Как было отказаться? В 2006 году думал закончить работу и вернуться в Питер, и в это время мне предложили поставить клоунаду в новом шоу "Цирка дю Солей" в Китае, в Макао, я год этим занимался, сделал.

РГ: Что теперь будете делать?

Лейкин: Мы, "Лицедеи", открываем театр, и это самое главное. Будем строить репертуар. Думаем возродить нашу знаменитую "Безсолницу". В планах - восстановление спектакля "Доктор Пирогофф". Он появился на свет в 1994 году, мы всего один раз показали его в родном городе, в театре "Буфф". Потом работали с ним несколько дней, на аншлагах, в Москве, в Театре эстрады у Геннадия Хазанова, а еще свозили на фестивали во Францию, Колумбию. В Колумбии, в Боготе, на спектакль приходил Юрий Петрович Любимов (Таганка была там на гастролях), ему понравился наш спектакль. Еще с одной легендой я познакомился.

Есть желание сделать новую юмористическую телепередачу. Есть предложение от известного режиссера сняться в кино (из суеверия не назову имени). Если будет хорошая роль, почему нет? С удовольствием! Когда я уезжал в Америку, был подписан контракт и собраны чемоданы, вдруг раздался звонок от самого Георгия Данелии! Знаменитый режиссер говорит мне: "Я давно слежу за вашим творчеством. Хочу попробовать вас на одну из главных ролей в моем новом фильме..." Я уехал с грустной миной.

Клоуны - зеркало общества

- Есть идея назвать наш театр Драматическим театром клоунады. Такого больше нигде нет. Клоунада "Лицедеев" - философская, поэтическая, лирическая. Как у Чарли Чаплина: смотришь его фильмы, хохочешь, а потом вытираешь слезы. Клоуны - ведь зеркало общества. Мы все время наблюдаем за людьми, подсматриваем, вынюхиваем, а когда нащупываем, то щекотим, чтобы вернуть взрослых людей в детство хотя бы на миг.

Лейкин - о "Лейкин-клубе"

Это не моя идея назвать клуб своим именем, а коллектива. Ребята сказали: "Есть в городе "Чаплин-клуб", почему не быть "Лейкин-клубу"? Ты не последний человек в клоунаде". Ну что ж, мне это льстит. Опять же, звучит! Лейкин - Налейкин - Лейка - Налей-ка. Это ассоциируется с чем-то добрым, радостным, домашним: лейка, цветы, расти, поливать.. В клубе будут собираться близкие по духу люди, будет кабаре, концерты, посиделки.


 

как стать звездой

"В 1984 году мы со Славой Полуниным придумали номер "Низ-зя!" Его показали в "Голубом огоньке" в ночь на 1985 год, и на следующее утро я, как говорится, проснулся знаменитым. Вся страна, все поголовно говорили: "Ай-яй-яй!" и "Низ-зя!", так меня и стали звать, а Славу - "Асисяй", - рассказывает Лейкин, - тогда же я придумал номер "Отдыхайте" ("Летите. Пилите"). Десять лет он лежал у меня в заветной тетрадочке, жесткий и актуальный, показать его я не мог, меня бы посадили. В 1995 году на фестивале "Золотой Остап" меня наградили за этот номер статуэткой. Вручал мне ее Зиновий Гердт. Михал Михалыч Жванецкий тогда спросил: "Леня, ты сам это придумал? Какой смешной и страшный номер!" И вот уже 15 лет его считают моей "визиткой".