Екатеринбургский театр оперы и балета отметил 110-летие со дня премьеры оперы Римского-Корсакова новой постановкой

Екатеринбургский государственный театр оперы и балета отметил 110-летие со дня премьеры оперы Римского-Корсакова "Царская невеста". Новую постановку по мотивам спектакля Большого театра России осуществили режиссер Михаил Панджавидзе, дирижер Павел Клиничев и художник Игорь Оганов.

Сотрудничество Екатеринбургского оперного с московскими коллегами началось год назад, когда по приглашению дирекции уральского театра Большой балет выступил в Екатеринбурге с гастролями. Успех акции побудил театры продолжить совместную работу. Зимой нынешнего года Людмила Семеняка поставила в Екатеринбурге "Жизель",  а с начала сезона Большой был объявлен генеральным партнером Екатеринбургского театра.

"Царская невеста" - новая совместная работа двух коллективов. Оформление Федора Федоровского к постановке 1966 года, идущей в Большом до сих пор, воспроизведено под руководством сотрудников мастерских Большого художника Игоря Оганова и мастера по изготовлению костюмов Елены Меркуровой. Режиссер Михаил Панджавидзе и художник Сергей Шевченко выстроили в этом пространстве новое решение. Они  усилили линию Малюты Скуратова и опричников, показали на сцене убийство Лыкова на музыку вступления к последнему действию, а также добавили движения чуть ли не в каждую мизансцену, стремясь всеми силами избежать статики.

Возможно, в деталях рисунок ролей со временем будет более тщательно "пригнан" к индивидуальности артистов. Однако и сейчас исполнение захватывает яркостью вокальных работ,  убедительностью психологических переживаний и стройностью ансамбля. Павел Клиничев избежал поверхностных мелодраматических акцентов, предложив академически уравновешенную трактовку и постаравшись максимально выигрышно подать работы солистов.

Театр подготовил три равноценных состава, которых невозможно разделить на "первый" или "второй". Марфа Елены Дементьевой предстает нежной лирической героиней, напоминающей родственный ей в художественном мире Римского-Корсакова образ Снегурочки. Её светлый прозрачный голос легко воспаряет над земными страстями и угасает, когда эти страсти вторгаются в мир поэтических грез героини. В исполнении Натальи Карловой - обладательницы полнокровного лирико-драматического сопрано, Марфа выглядит равной соперницей Любаши, ставшей жертвой интриги, но отнюдь не сломленной как личность. Владимир Чеберяк наделяет Лыкова живостью и драматизмом в переживаниях за судьбу невесты. Надежда Бабинцева подчеркивает в образе Любаши прежде всего безграничную всепоглощающую любовь к Грязному. Именно стихия любви, а отнюдь не ревность и мстительность движет поступками героини, поэтому в каждом своем проявлении Любаша вызывает живейшее сочувствие. Благодаря Юрию Девину в роли Грязного сразу понятно, почему его герой вызывает столь незаурядные страсти. Девин мастерски соединяет образцовый академизм вокала с умением выразить состояние персонажа в интонационной нюансировке, прибегая к минимуму внешних актерских средств. Эта работа - образец эмоциональной выразительности, соединенной с истинным сценическим благородством.