Рабочая группа Госдумы одобрила поправки, предложенные ФСФР ко второму чтению по проекту закона о противодействии манипулированию рынком и инсайдерской информации. Рассмотрение законопроекта во втором чтении состоится в конце декабря - начале января 2010 года. О новом законе мы попросили рассказать заместителя председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Лиану Пепеляеву.
- В чем суть новых поправок?
- Работа была сосредоточена на тех положениях законопроекта, которые вызвали наибольшее количество вопросов и возражений. Так, первоначально в законопроекте достаточно расплывчато было определено, что именно следует понимать под инсайдерской информацией. Давались какие-то признаки инсайда, условия признания информации таковой. Но в описании неизбежно использовались субъективные, двусмысленные формулировки, например, "разумные основания", "существенное воздействие".
Поэтому при доработке проекта было решено по-иному определять перечень сведений, составляющих инсайдерскую информацию. Формально согласно законопроекту это точные и конкретные сведения, которые, во-первых, не были раскрыты, распространены или предоставлены, во-вторых, доступ к которым имеет определенный круг лиц (инсайдеры) и, в-третьих, раскрытие, распространение или предоставление которых может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров.
Одновременно предложено, чтобы на основании разработанной ФСФР методики участники организованного рынка - управляющие компании, производители товара, органы власти, а также Банк России - самостоятельно утверждали перечни инсайдерской информации и направляли их в ФСФР. Конечно, ряд требований к содержанию перечней все же будет определяться ФСФР. Что касается эмитентов ценных бумаг, то для них перечень инсайдерской информации будет определяться Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Очень много возражений вызвала введенная в законопроект категория вторичных инсайдеров - это лица, которые получили каким-либо образом закрытую информацию от основных инсайдеров. Получалось, что это фактически неограниченный круг лиц, включая технических работников компании и даже хрестоматийного "таксиста, который случайно подслушал разговор двух топ-менеджеров". Рабочей группой было предложено пересмотреть эти нормы, исключить из законопроекта понятие "вторичные инсайдеры" как отдельную категорию.
Было предложено большое количество поправок , но направлены они на корректировку формулировок, без изменения их смысла по существу.
- Как эти поправки будут касаться журналистов, при каких случаях они будут нести ответственность?
- Вопрос ответственности средств массовой информации, журналистов был достаточно остро поставлен при обсуждении, раздавались даже обвинения в ущемлении конституционного права на получение и распространение информации. Но благодаря тому, что к участию в рабочей группе были привлечены представители СМИ, возникшее недопонимание удалось, по большому счету, преодолеть. Остаются вопросы согласования формулировок. На последнем заседании рабочей группы мы предложили представителям СМИ поработать над ними совместно с ФСФР, и полагаю, что к следующему заседанию компромиссные варианты будут найдены.
По существу было предложено закрепить, что не будут считаться неправомерным использованием инсайдерской информации или манипулирования рынком случаи, когда СМИ распространяли недостоверные сведения, но при этом редакция, главный редактор СМИ или журналист не знали или не должны были знать, что данные сведения являются ложными или вводящими в заблуждение.
- Закон должен создать одинаковые правила игры. Какими они будут?
- Суть предлагаемых законопроектом изменений заключается в следующем. Для участников организованного рынка будет определен перечень инсайдерской информации, а также список их инсайдеров. Как известно, незаконную выгоду из инсайдерской информации можно извлекать до тех пор, пока она не стала общеизвестна. Поэтому во избежание злоупотреблений инсайдерская информация должна будет раскрываться или предоставляться в установленном порядке, а до ее раскрытия использование такой информации запрещается.
Отдельно регулируется вопрос манипулирования рынком. Под ним понимаются действия, в результате которых повышаются, понижаются или поддерживаются цена, спрос или объем торгов определенным финансовым инструментом или товаром. Соответственно, манипулирование рынком также запрещается. На данный момент закрытый перечень составов манипулирования содержится в статье 6 законопроекта, но в ближайшее время проводится детальная работа над формулировкой каждого состава, чтобы исключить возможные неясности при применении.
Лица, которым в результате нарушения требований закона будет причинен вред, будут вправе потребовать его возмещения. Кроме того, доход, который был получен "злоумышленниками" в результате манипулирования или злоупотребления инсайдом, будет взыскиваться в доход Российской Федерации.
- В чем, по вашему мнению, заключаются основные проблемы принятия закона "Об инсайдерской информации и манипулировании на финансовых рынках"?
- Проблема, которая возникнет при принятии закона об инсайде, характерна для любого нормативного акта, которым вводится новое регулирование. И на участников организованного рынка, и на контролирующие органы возлагаются дополнительные обязанности, и поэтому, конечно, потребуется определенный период времени для взаимной "притирки". Именно поэтому и предлагается вводить уголовную ответственность за незаконное использование инсайдерской информации не сразу, а, скажем, через год после вступления в силу основного закона.
Тем не менее в России не в первый и не в последний раз появляются новые законодательные требования. Каждый раз приходится слышать опасения в неготовности исполнительных и судебных органов к их применению. Так было при принятии и антимонопольного закона, и законодательства о банкротстве, и других. Но практика все расставляет по своим местам. Поэтому никаких эксклюзивных проблем в связи с принятием рассматриваемого закона я не вижу. Наоборот, чем более адаптированной будет российская финансовая система к международным требованиям, тем проще будет привлечь приток иностранных инвестиций, обеспечить нормальное функционирование регионального финансового центра в России.
- Будет ли в законе предусмотрен механизм для доказательства факта инсайда. Или здесь будет нужен какой-либо дополнительный закон?
- Помимо уже упомянутого обязательного раскрытия инсайдерской информации участники организованных торгов должны будут утвердить правила доступа к инсайдерской информации и охраны ее конфиденциальности, создать структурное подразделение, которое будет осуществлять контроль за инсайдерской информацией. Отдельно каждый организатор торгов будет осуществлять контроль за операциями, осуществляемыми на этом рынке, сообщать о фактах нарушения в ФСФР. И сами участники торгов, если они обнаруживают факты манипулирования или использования инсайда, обязаны сообщить об этом в ФСФР. Конечно, контроль будет осуществляться Федеральной службой по финансовым рынкам, для этого ей предоставлены широкие полномочия по проведению проверок, истребованию информации и документов, выдаче предписаний.
Поэтому дополнительного закона не потребуется, полагаю, что будут приняты подзаконные акты ФСФР, которыми среди прочего будет определен порядок проведения контрольных мероприятий.