Правительство должно предложить набор моделей решения проблемы малых городов, считает Евгений Гонтмахер, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН.
Никакой единой программы выстроить невозможно, уверен Вячеслав Глазычев, завкафедрой управления территориальным планированием Академии народного хозяйства. Вчера эти и другие эксперты собрались за "круглым столом" в Институте современного развития, чтобы обсудить перспективы развития монопрофильных городов России.
Энергичный тон дискуссии постарался задать председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс. Он предложил обсудить, насколько целесообразен, разумен и осуществим план решения проблемы моногородов, который сейчас "возникает в правительстве".
Однако план пока не опубликован официально. В министерстве регионального развития дорабатывается некий набор предложений по выводу из кризиса городов, в которых есть одно неблагополучное, с точки зрения экономики, градообразующее предприятие. Но многие вопросы не нашли однозначного решения. Это стало очевидным в минувшую пятницу на "круглых столах" по моногородам в минрегионе. Поэтому участники вчерашнего заседания уклонились от прямой критики планов исполнительной власти и сосредоточились на обсуждении подходов к решению этой острой проблемы.
По мнению президента фонда "Новая Евразия" Андрея Кортунова, не оправдались апокалиптические прогнозы, которые эксперты делали в отношении ситуации в моногородах год назад, в начале кризиса. Вячеслав Глазычев, которому приходится много бывать в различных частях страны, утверждает, что "картина действительной занятости населения (в монопрофильных городах и не только в них) не имеет ничего общего со статистикой". "Я не хочу сказать, что все процветают", - подчеркнул он. Но, по его мнению, "картина не выглядит столь чудовищной". Зато она, по мнению эксперта, гораздо сложней, чем можно подумать на основании официальных отчетов. Евгений Гонтмахер считает, что обострения ситуации в большинстве монопрофильных городов (за исключением Пикалева и Тольятти) удалось не допустить. При этом он заметил, что "мы еще в самом начале пути", определенно имея в виду и проблемы самих моногородов, и в экономике в целом.
До сих пор, по его мнению, относительная стабильность достигалась за счет помощи из федерального бюджета и искусственного сдерживания высвобождения людей. Однако Евгений Гонтмахер считает, что уже нет ни денег, ни желания (у власти) тратить средства таким образом. В сотне моногородов (из 450 проблемных, названных минрегионом) производство устарело настолько, что людей увольнять придется.
При этом Гонтмахер с сомнением относится к переселению людей из "неперспективных" городов: "Можно закрыть производство, но город, в котором живет 15-20 тысяч человек, "закрыть" невозможно".
Эксперт считает, что проблему моногородов не удастся решить быстро, она, по его мнению, будет стоять на повестке дня все время, пока экономика будет "проходить реструктуризацию".
Вячеслав Глазычев уверен, что независимо от того, будет ли модернизировано производство в том или ином моногороде или закрыто, высвобождение рабочих рук гарантировано. Кроме того, он предложил расширить понятие монопрофильных городов, включив в него "неопознанные" - те, в которых единственным работодателем является не некое предприятие (там их по сути нет), а администрация.
В общем, эксперты, не говоря прямо, предложили рассматривать проблему монопрофильных городов в контексте несовершенств всей российской экономики. А отсюда напрашивается вывод о том, что тратить силы, время и деньги следует, возможно, на модернизацию всей экономики. А не только одной из самых острых социальных проблем, связанной с отсутствием работы в монопрофильных городах. Впрочем, эксперты уклонились от такой определенной формулировки.