Екатеринбуржцы нашли в Интернете замену общественному транспорту

Аналитики отмечают, что основная причина, побуждающая свердловчан вливаться в организованные ряды тех, кому по пути с работы и домой, - это неразвитость системы общественного транспорта и до сих пор сохраняющийся дефицит личных автомобилей.

В основе стихийно образовавшегося в Интернете движения "Попутчики" лежит простой расчет: если у меня имеется машина и в ней есть свободное место, почему бы каждое утро по пути на работу не подвозить кого-нибудь за посильную плату? Житейская логика пассажиров, вкусивших все "прелести" поездок в общественном транспорте, уставших штурмовать переполненные маршрутки в часы пик, состоит, в свою очередь, в том, что практически за те же деньги они вполне могут составить компанию кому-нибудь из счастливых обладателей персональных авто. Сегодня только на одном из порталов Екатеринбурга зарегистрировано более 400 водителей, предлагающих подвезти попутчиков, и более 200 потенциальных пассажиров. На сайте указано, куда, в какое время выезжает водитель или попутчик и когда возвращается обратно. В целом движение в регионе насчитывает уже порядка двух тысяч участников, при этом стремительно набирает обороты. Особенно - с наступлением холодов.

При этом назвать его сугубо коммерческим нельзя, в нем присутствует ярко выраженный социальный подтекст. Так, находится немало водителей, готовых подвозить приятных попутчиков бесплатно: вместе коротать время в пробках веселее. Не случайно объявления в Интернете дополнены такими, к примеру, сообщениями: "в салоне не курю, слушаю рок-музыку", "люблю поговорить о политике", "расскажу анекдот" и т. д. Хотя большинство автолюбителей, подвозя кого-то, все же преследуют цель хотя бы частично компенсировать расходы на бензин.

За короткое время движение "Попутчики", изначально возникшее в Екатеринбурге, стало популярно на пригородных и междугородных направлениях. По цене билета рейсового автобуса, а то и за половину его стоимости, можно заранее договориться, например, даже о поездке в соседние Тюменскую или Челябинскую области.

При этом, как шутят попутчики, возможно, колесо удачи для интернет-движения будет набирать обороты до тех пор, пока однажды в роли пассажиров не окажутся сотрудники какого-нибудь налогового ведомства. Впрочем, вряд ли сотрудники этого ведомства всерьез заинтересуются "попутчиками", поскольку доказать возмездность оказания услуг в данном случае практически невозможно.

Комментарий

Надежда Боголюбова, кандидат экономических наук:

- В США для участников подобных движений на дороге выделяется даже специальная полоса. По ней могут двигаться автомобили, в которых находится не меньше двух человек. То есть приоритет отдается тем, кто едет не в гордом одиночестве, а кого-то подвозит. В конечном итоге это способствует тому, что сжигается меньше бензина и соответственно сокращается объем вредных выбросов в атмосферу. Но в США общественный транспорт мало развит, там все базируется на индивидуальных авто. Что касается России, и Урала в частности, то, конечно, при перемещении в общественном транспорте моральные издержки столь велики, что лучше заплатить чуть больше, но ехать с комфортом.

Думаю, движение получило бы еще больший размах, если бы количество машин в личном пользовании граждан еще возросло. Рано или поздно сработала бы американская логика: меньше машин на дорогах - меньше пробок. К слову, ниже и спрос на бензин, который в результате начнет медленно, но верно дешеветь.