Реформы, направленные на повышение эффективности работы государственных органов, идут не первый год. Они стали особенно актуальными в период кризиса, когда даже некогда богатым регионам пришлось значительно урезать бюджеты, а от власти требуются максимальная гибкость, оперативность и компетентность при принятии решений.
Как в субъектах УрФО пытаются усовершенствовать работу руководящих органов, минимизировав при этом расходы на госаппарат, выясняли корреспонденты "РГ".
Со времен перестройки, одним из лозунгов которой была борьба с бюрократией, армия чиновников в России выросла в несколько раз. Что вызывает, мягко говоря, негативную реакцию населения. Подсчитать общее количество "слуг народа" в больших и маленьких кабинетах непросто: структура власти у нас сложная и разветвленная. В частности, на уровне субъектов Федерации картина такая: в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа трудятся порядка 2,5 тысячи человек, в Челябинской области - 2019.
Кстати, на Южном Урале численность сотрудников органов исполнительной власти - одна из самых низких в России, так же как и среднемесячный фонд оплаты труда чиновников. По мнению губернатора Петра Сумина, на сегодняшний день структура региональной власти максимально упорядочена: в период с 2003-го по 2005 год здесь провели комплекс мероприятий по оптимизации системы госуправления. В результате вместо десяти заместителей у губернатора осталось семь, а 43 органа исполнительной власти преобразованы в 25. Количество чиновников при этом уменьшилось на 110 человек.
В Курганской области, как сообщил руководитель аппарата правительства Александр Мазеин, в первую очередь провели ревизию функций, выполняемых органами исполнительной власти, выявив при этом избыточные и дублирующие. В результате было принято решение о реорганизации и сокращении некоторых департаментов и управлений. Подразделения, осуществляющие хозяйственное и транспортное обеспечение деятельности власти, выведены за штат. Численность госслужащих только с начала 2009 года сократилась на 8,5 процента.
В Югре, по данным администрации губернатора, планируют проредить чиновничьи ряды на 15 процентов. Губернатор Тюменской области Владимир Якушев не исключает вероятности сокращения штатов, однако подчеркивает, что механического тотального уменьшения численности госслужащих не будет: решения об этом руководители каждого органа власти будут принимать самостоятельно.
В Свердловской области конкретных цифр и планов пока никто не озвучивает, но очевидно, что при новом губернаторе региональную власть ожидают скорые перемены - и кадровые, и структурные. Так, недавно утвержденный в должности председатель областного правительства Анатолий Гредин уже в первом своем выступлении перед депутатами Законодательного собрания заявил о том, что больше не будет министров без портфелей и структур, дублирующих функции друг друга.
Впрочем, помимо оптимизации штатов, в условиях кризиса регионы УрФО собираются экономить и "на скрепках": объемы средств, отпускаемых на содержание госаппарата, подвергнутся значительной корректировке. В Курганской области планируют сократить расходы бюджета по этой статье в 2010 году на 10,6 процента, в Челябинской - на 4,4 (по сравнению с плановыми расходами 2009 года - на 13,6). В Тюменской в текущем году содержание чиновников уже урезали на 6,5 процента и запланировали на следующий еще на 5 процентов меньше. В Югре в кризисный год затянули пояса на 16,4 процента, дальше уже некуда: нынешнюю цифру проиндексируют в сторону увеличения в связи с ростом тарифов на коммунальные и транспортные услуги.
Вообще, несмотря на обилие наукообразных теорий, рассчитать, сколько необходимо чиновников на квадратный километр или на 10 тысяч населения, и приемлемый размер затрат на госаппарат не представляется возможным.
- Думается, было бы ошибочным пытаться вывести некое оптимальное соотношение численности чиновников и населения территории, которую они обслуживают, - прокомментировал корреспонденту "РГ" заместитель руководителя администрации губернатора Югры Георгий Герловский. - Каких чиновников в таком случае считать - ведь наряду с региональным уровнем государственного управления существуют территориальные управления федеральных органов государственной власти, суды, прокуратура, органы местного самоуправления... Все они тоже решают проблемы жителей территории. Кроме того, необходимо учитывать и иные факторы: плотность населения и площадь территории, уровень развития производительных сил, объем промышленного производства.
По мнению Владимира Якушева, соотношение оптимально, если регион имеет хорошие показатели эффективности управления. Кстати, в этом плане Тюменская область второй год подряд признана лучшей в России. В комплексную систему оценки входят 295 показателей, охватывающих ключевые зоны ответственности регионов: состояние образования и здравоохранения, ЖКХ, создание условий для развития экономики, роста валового регионального продукта и т. д.
- Приоритетные направления - обеспечение качества государственного управления и отработка механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти, необходимых в новых условиях, - говорит губернатор Челябинской области Петр Сумин.
Во всех регионах УрФО делают акцент на более широком применении в работе госвласти информационных технологий: система "Электронное правительство" активно внедряется в Югре, в Тюменской области около 3000 человек ежедневно посещают интернет-портал региональных органов власти, два месяца назад заработал специализированный сайт, посвященный государственным и муниципальным услугам. Все это позволяет свести к минимуму "бумажную" работу и значительно сократить время, которое граждане тратят на хождение по чиновничьим кабинетам.
Одно из направлений совершенствования системы управления - более тесное межведомственное взаимодействие, где это возможно - объединение родственных структур (к примеру, органов по управлению госимуществом - федеральным и региональным - в Челябинской области, развитие сети многофункциональных центров). Кроме того, руководители регионов считают важным дальнейшее внедрение административных регламентов, использование элементов стратегического планирования, управления по результатам. К примеру, в Тюменской области с 2005 года работа госструктур организована по программно-целевому принципу: в регионе приняты 34 областные целевые программы, на реализацию которых идет 83 процента расходов бюджета. При этом установлена жесткая зависимость между финансированием и результатом.
- Важным институтом, призванным повысить эффективность власти, ее способность обновляться, стал резерв управленческих кадров. С помощью интернет-портала свою кандидатуру на включение в резерв может предложить любой гражданин. Сегодня все назначения на вакантные управленческие должности осуществляются исключительно из кадрового резерва. Но, прежде всего, нужно победить коррупцию - без этого все наши старания будут сведены к нулю, - считает губернатор Владимир Якушев. - Формируя открытые, цивилизованные взаимоотношения между властью и бизнесом, властью и гражданами, мы тем самым формируем самосознание жителей области. Возвращаем чиновничье эго в рамки первоначального предназначения - слуги государства, слуги народа. Ведь в итоге эффективность власти определяется качеством жизни людей.
Николай Винниченко, полномочный представитель президента РФ в УрФО:
- Все субъекты Уральского округа переживают процессы секвестирования бюджетов и переоценивают затраты на работу и содержание государственного аппарата. Это правильные и своевременные меры. На мой взгляд, очень эффективно эта работа идет в Курганской области, где в результате продуманной политики руководства удалось сократить бюджетные расходы на госаппарат на 220 миллионов рублей. Когда я выезжал в этот регион, то видел, как настойчиво губернатор добивался от глав муниципальных образований четкого доклада по обоснованности расходов на содержание аппарата. И на протяжении последних месяцев эта политика в Зауралье проводилась жестко, что и привело к такой экономии бюджетных средств. Активные действия предпринимаются и в Челябинской области. Мы в полпредстве тоже сократили количество сотрудников. Это правильно и абсолютно по-государственному.