Установившиеся морозы с трудом выдерживают не только люди, но и банкоматы. Они отказываются отсчитывать купюры, не принимают или не отдают карты.
Проблема коснулась банкоматов многих известных банков, среди них Сбербанк, ВТБ-24, Альфа-банк и др. По словам экспертов, в первую очередь не выдерживают установившихся морозов и замерзают уличные банкоматы, или устройства, установленные в офисах недалеко от входа. Причем замерзают банкоматы не только в Сибири и на Урале, но и в европейской части России, в Москве и Петербурге.
"Необходимо понимать, что банкомат - электро-механическое устройство, которое состоит не только из металлических, но и пластмассовых и резиновых деталей. Естественно, падение температуры ниже 5 градусов при несоблюдении определенных норм эксплуатации может повлиять на работу банкомата или его отдельных узлов, - комментируют ситуацию специалисты одного из крупнейших мировых поставщиков банкоматов Diebold. - При низких температурах из строя, вероятнее всего, может выйти диспенсер (устройство для выдачи денег), например, из-за промерзания деталей транспортного механизма. В этом случае устройство не сможет выполнить операцию по выдаче наличных, а клиент получит сообщение об ошибке. Но при этом, и это самое главное, деньги со счета клиента не пропадут".
В большинстве случаев такой банкомат вообще не будет работать (сообщение на экране - out of service). Также возможно замерзание клавиатуры банкомата. Из-за этого клиент банка не сможет осуществить операции. Например, при вводе своего пин-кода клиенту будет сказано, что был введен некорректный пин. Это произойдет не потому, что пин-код был введен некорректно, а потому, что замерзшая клавиатура передает неправильный пароль.
По словам банкиров, проблема возникла из-за того, что к нам в основном поставляют банкоматы в стандартной комплектации, как правило, предназначенные для работы на американском рынке, где температуры далеки от российских. В принципе адаптация банкоматов к нашему, более суровому климату возможна. По желанию заказчика банкоматы можно дооснастить специальными устройствами обогрева, которые будут поддерживать необходимую температуру внутри банкомата. Но это стоит денег, и дополнительно раскошеливаться наши банкиры, видимо, не захотели и теперь пожинают плоды.
Что делать людям, которые столкнулись с этой проблемой: у вас застряла карта или банкомат не дает денег. Банкиры в этой ситуации советуют не тыкать бесконечно различные кнопки и не пинать банкомат ногами - не поможет. "В случае проблем в тот же час обращаться в банк с письменной претензией, - советуют юристы. - Во всех конфликтных ситуациях, при которых банковская карта остается у вас на руках, обращаться нужно в свой банк - тот, что выпустил карту. Если же банкомат проглотил карту, найти на корпусе аппарата телефон филиала банка, который отвечает за его сервисную поддержку, и позвонить туда. Если это невозможно (например, банкомат расположен на улице и ночью плохо видны цифры), звоните в центр клиентской поддержки". Далее, по их словам, возможны два варианта: либо вы просите заблокировать карточку и потом обращаетесь в филиал банка; либо узнаете номер телефона филиала и сами сразу звоните туда. После этого вашей "зажеванной" карточкой занимается сам банк. А средства, которые вы хотели снять с карточки, можно получить в отделении банка - для этого нужно знать номер карточки и иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Если карточку "съело" в рабочий день и банкомат находится при филиале банка, то, скорее всего, на изъятие карты уйдет не больше суток. А вот если инцидент произошел, например, на заправке или за границей, то остается только позвонить по упомянутым выше номерам и ждать. Через несколько дней карточку отправят по почте в ваш родной банк, и там уже вы ее сможете забрать.