Безопасность дорожного движения является довольно сложной проблемой не только в России, но и во многих других развивающихся странах. Более того, большое внимание ей уделяют и в развитых странах. Тем не менее именно Москва стала инициатором обсуждения этой проблемы на мировом уровне и собрала у себя первую Всемирную конференцию по безопасности дорожного движения. Акцент конференции был направлен на то, что несмотря на кризис (из-за которого во главу угла были поставлены такие вопросы как макроэкономика, безработица и бедность), безопасность дорог тянет за собой не менее острые проблемы в здравоохранении и социальной сфере.
Транспорт играет центральную роль в процессе развития. Он обеспечивает передвижение людей, товаров и услуг, расширяет возможность трудоустройства. Развитие транспортной отрасли во многом зависит от решений, принимаемых в самых разных секторах. Однако наряду с тем, что транспортные инвестиции повышают уровень общественного благосостояния, они также могут создавать угрозы или риски, вызывающие острые или хронические последствия для здоровья людей, нанося ощутимый ущерб экономике. Более того, отмечают эксперты Всемирного банка, растущие масштабы этой проблемы чреваты последствиями для всей страны, обостряя демографический кризис и еще больше обременяя экономику, теряющую миллиарды долларов в результате ДТП.
В регионах Европы и Центральной Азии наиболее значительные издержки несут правительства наиболее населенных стран с крупной экономикой. В частности, Россия в год теряет порядка 34 млрд долларов, Турция - 14 млрд, Польша - 10 млрд, Украина - 5 млрд долларов. Сочетание таких факторов, как ограниченность возможностей для обеспечения безопасности дорог, ухудшение качества дорожного покрытия, аварийное состояние транспортных средств, равно как и плохое поведение водителей, стало причиной угрожающего темпа роста травматизма и смертности в результате ДТП. В России смертность на дорогах в 5-6 раз выше, чем в некоторых странах ЕС, и примерно в 2 раза выше, чем в США. Эти факты производят еще большее впечатление, отмечают эксперты ВБ, если учесть, что в России на каждую тысячу жителей приходится меньше автомобилей, чем в странах Европы.
Если отбросить в сторону факторы, произошедшие по вине самих водителей, то одной из главных причин ДТП становится плохое состояние автомобильных дорог. Дорожно-транспортный травматизм, акцентируют в ВБ, влечет за собой серьезные социально-экономические последствия. При расчете общей суммы экономических потерь учитывается стоимость сокращения объема производства и потребления получивших травмы людей, а также стоимость ресурсов, израсходованных на лечение, которые в иных обстоятельствах могли быть направлены на повышение общественного благосостояния. Расчеты МВБ РФ свидетельствуют о том, что ежегодный ущерб от ДТП в России достигает 2,5% ВВП или около 26 млрд долларов, которые могли быть направлены в экономику, а не в здравоохранение.
Для того чтобы исправить положение, отмечают эксперты, помимо просвещения водителей, необходимо привести в норму состояние дорог страны. Дороги России по-прежнему в опасном состоянии, подчеркнул на конференции президент РФ Дмитрий Медведев. Правда, для этого требуются немалые средства. На модернизацию транспортной системы России будет выделено в 2010 году из федерального бюджета свыше 260 млрд рублей. Этого недостаточно, считают эксперты. Есть, однако, и деньги в регионах, которые также должны идти на развитие дорожной сети.
Ситуация в авиационной отрасли выглядит несколько лучше. Относительное число авиационных происшествий на 100 тыс. часов налета в течение последних 10 лет в целом для России снижается. Аналогичная ситуация складывается и с показателем числа катастроф на 100 тыс. часов налета. Однако за последние 5 лет данные показатели имеют тенденцию к росту. Наибольшее относительное число авиационных происшествий и катастроф было отмечено в 2006 году и в 2008 году. В 2006 году погибли 309 человек; в 2008 году - 129 человек. Анализ относительных показателей безопасности полетов показывает нестабильность уровня безопасности полетов в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в 2009 году, по сравнению с 2007 и 2008 годами, аварийность на всех классах воздушных судов снизилась. Однако ошибки и нарушения экипажа в сочетании с отклонениями в работе элементов системы привели к наибольшему числу авиационных происшествий. Обобщение данных по аварийности за многолетний период показало, что, несмотря на принимаемые меры по исключению происшествий из-за ошибок экипажа, в эксплуатации продолжают повторяться одни и те же отклонения. Это говорит о необходимости усиления подготовки летного состава и профилактической работы по предупреждению ошибочных действий.
В целом, основными факторами, обусловившими авиационные происшествия, являются: ошибки и нарушения экипажа, ошибки в работе диспетчерской службы, отказы авиационной техники, ошибки и нарушения персонала службы аэродромного обеспечения, а также метеоусловия.
С 2008 года функции по осуществлению госоконтроля за деятельностью в области гражданской авиации были переданы в Росавиацию. В соответствии с этим Управлением инспекции по безопасности полетов (далее-УИБП) в 2008 году была обеспечена непрерывность ранее проводимой работы по осуществлению контроля за деятельностью организаций гражданской авиации в вопросах обеспечения безопасности полетов, проведению расследований авиационных событий, ведению реестра гражданских воздушных судов, учету авиационных событий и текущему анализу состояния безопасности полетов.
Специалистами инспекции было выполнено 1950 проверок на перроне, более 110 проверок базовых объектов и средств обеспечения полетов, 165 инспекторских проверок аэродромов и посадочных площадок. По результатам проверок выдано 45 инспекторских предписаний руководителям предприятий и организаций гражданской авиации для устранения выявленных недостатков. Проведено расследование более 240 инцидентов.
Наряду с этим эксперты рассмотрели и подготовили 1974 разовых разрешения на выполнение специальных полетов, оформлено 1450 судовых документов (Свидетельств о регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов, удостоверений по шуму на местности, разрешений на радиостанции) для выполнения полетов эксплуатантами воздушного транспорта. Подготовлены и направлены для руководства в территориальные органы воздушного транспорта Росавиации, авиапредприятия и авиакомпании более 30 информа ционно-аналитических материалов по проблемам безопасности полетов гражданских воздушных судов.
В конце 2008 года группа экспертов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) проводила проверку соблюдения в Российской Федерации стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, а также организацию контроля за обеспечением безопасности полетов. По результатам проверки деятельность Росавиации получила положительную оценку комиссии ИКАО.
В середине ноября проблема безопасности полетов обсуждалась на коллегии Минтранса. Эксперты отметили, что определяющими в деле обеспечения безопасности полетов становятся вопросы нормативно-правового обеспечения, подготовка персонала, обновление самолетного парка, совершенствование организации управления воздушным движением и оснащения аэродромов.
Принимая во внимание увеличение доли иностранных воздушных судов в парке гражданской авиации России, отчитывались эксперты, и, учитывая, что сегодня многие авиакомпании приступили к международным перевозкам, работу по дальнейшей гармонизации наших документов с международными правилами следует продолжить. Все документы должны иметь максимально четкие формулировки и быть недвусмысленными по содержанию, поскольку их дублирование может привести к серьезным последствиям.