Губернатор Амурской области Олег Кожемяко: Учебный график в наших школах должен стать более щадящим

Эпидемия гриппа, накрывшая Амурскую область в ноябре, показала, насколько важно пересмотреть учебный график.

Так, рождественские каникулы у гимназистов Райчихинска будут на неделю дольше, чем у всей страны. Три года гимназисты меряют учебный год не по четвертям, а по триместрам. В первом полугодии дети отдыхают неделю через каждые пять недель, а во втором - каникулы через каждые шесть недель. Правда, пятая четверть все равно есть - это пришкольный лагерь, отработка на пришкольных участках, летняя школа дикой природы, где занимаются гимназисты-экологи, есть также профильные отряды.

- Почему мы на это пошли? Это здоровьесберегающий график, по которому сегодня учатся во многих гимназиях европейской части России и за рубежом, - объясняет директор гимназии Элина Поцелуева. - Так мы ушли от синдрома "третьей четверти", у нас снизилась заболеваемость ОРВИ, потому что как раз в проблемные недели дети сидят дома.

Исследования, проведенные специалистами областного минздрава, говорят о том, что лишь один из пяти школьников сегодня абсолютно здоров. По результатам диспансеризации юных амурчан был выявлен ряд патологий, при этом доминируют нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие. Отмечается рост болезней нер вной системы: за 9 месяцев 2009 года этот показатель увеличился с 90 до 101 случая заболеваний на 1 тысячу школьников. Врачи однозначны в выводах: эта отрицательная динамика является следствием неправильной организации учебного процесса. Слишком длительные периоды учебного времени в сравнении с периодами каникул, умственные и физические перегрузки - все это ведет к росту числа различных заболеваний школьников. Детские врачи и психологи называют это "школьной дезадаптацией".

- Большинство школ области перешли на пятидневку. При этом переходе мы потеряли 34 учебных дня, - говорит министр образования и науки Амурской области Сергей Степанов. - По результатам итоговой аттестации, которые оказались в среднем ниже, чем общероссийские, мы увидели, что сокращение учебного времени сказалось на успеваемости учеников. Значит, нужно его чем-то компенсировать.

Оптимальное распределение учебного и каникулярного времени в рамках годового цикла предлагается приблизить к мировым стандартам (летние каникулы - 2 месяца, осенние - 2 недели, зимние - 2,5-3 недели, весенние в начале марта - 2 недели и в начале мая - 2 недели). Такой график уравновесит периоды образовательной нагрузки и восстановления ресурсов молодого организма, его иммунитета, психики и остальных факторов здоровья. С учетом климатических условий Амурской области более длительными должны быть зимние каникулы. Продолжительность учебного года и каникулярного времени при этом остается неизменной и не противоречит законодательству РФ. Промежуточная аттестация учащихся 2-11-х классов проводится не по четвертям, а по полугодиям. Для старшеклассников возможны зимние и весенние зачетные сессии.

Привычные четыре четверти - далеко не догма. В Приамурье есть гимназии, где учебный процесс разбит не на четверти, а на триместры или семестры, когда итоговая аттестация проводится не после каждой четверти, а дважды в год. Это избавляет учеников от множества контрольных работ и лишних стрессов, говорят учителя. График учебных и каникулярных дней устанавливает управляющий совет школы. Главное, чтобы количество этих дней совпадало с установленным Законом "Об образовании".

Не нужно думать, что весь июнь детей заставят сидеть за партами. В учебном плане пятой четверти нужно предусмотреть, чтобы большая часть учебного времени отводилась на практические занятия. Сборы, походы, экскурсии, отработку на пришкольных участках можно сконцентрировать на май-июнь. Желательно в учебный план ввести третий час физкультуры в неделю.

прямая речь

Олег Кожемяко,

Губернатор Амурской области:

- Мы привыкли думать, что наши дети учатся девять месяцев. По факту же они учатся всего семь. Сентябрь уходит на то, чтобы вспомнить все, что забыто за летние месяцы, а май - на годовые контрольные и праздники. В итоге вся годовая нагрузка наваливается на ребенка в эти семь месяцев. Конечно, такие перегрузки не проходят бесследно для детского организма. За годы учебы дети приобретают несколько хронических заболеваний. Развивается сколиоз, нарушается осанка, ухудшается зрение, страдает пищеварительная система.

А ведь такой режим учебы - это еще и стресс, и нервные расстройства. Безусловно, самой тяжелой является третья четверть. Она приходится на зиму и весну, как раз когда ощущается нехватка витаминов. Четверть эта очень длинная, организм ребенка уже устал. Нам стоило бы обратить внимание на опыт за рубежом, там учебный график более щадящий для здоровья. Занятость ребенка в течение учебного года во всем мире структурирована достаточно грамотно. Нагрузка равномерно чередуется с отдыхом. Почему бы и нам не воспользоваться наработанной практикой?!