В этом году впервые сельская школа удостоилась областного знака качества, обойдя городские учебные заведения. Теперь наша задача - увеличить количество таких школ.
Первое, что нужно сделать, - это создать условия для доступности качественного образования. Задолго до начала реализации нацпроекта на Дону стартовала программа "Дорога к школе", в рамках которой приобретались автобусы для сельских образовательных учреждений и асфальтировались школьные маршруты.
Второй момент - оборудование опорных школ по всем изучаемым предметам. Эту проблему можно решить с помощью нацпроекта.
Следующее условие - концентрация ресурсов. Необходимо преодолеть ведомственную разобщенность. Независимо от того, к какому министерству относятся учреждения, они должны быть связаны между собой, оказывать образовательные услуги населению комплексно. Необходимо максимально задействовать все ресурсы социальной сферы - детских садов, различных кружков и центров досуга, общеобразовательных школ.
Но самый важный момент - изменение содержания и методов обучения. Сегодня школы имеют право самостоятельно формировать свои программы. Ориентиром здесь должны быть методики развивающего обучения. От традиционных они отличаются тем, что дают возможность развивать логику и мышление ребенка, творчески подходить к выполнению задания. Эффект особенно заметен по результатам ЕГЭ. Справиться с самой сложной частью контрольно-измерительных материалов можно, только применив нестандартный подход.
Кстати, методика не зависит от материально-технического оснащения школы. Все учебные пособия вполне доступны. Но возникает другая серьезная проблема: учителя, которые постигали основы профессии 20-30 лет назад и долгие годы преподавали с использованием традиционных методов, нередко не могут работать по развивающей технологии. Ведь педагогу нужно перестроиться на новую "волну", изучить методические рекомендации, а это труд и на него нужно потратить время. Увы, тем, кто отработал по старой схеме не одно десятилетие, это очень сложно дается. Выход - акцентировать внимание на подготовке молодых преподавателей, чтобы наши педагогические колледжи и институты готовили будущих учителей по программам развивающего обучения.
Мир быстро меняется, происходит глобализация, развиваются международные отношения. И наша система не может не встраиваться в систему мирового образования. Что касается сельской школы, то здесь нужно делать акцент на индивидуальные программы обучения - благо количество учащихся позволяет.