Эксперты комментируют закон об основах госрегулирования торговли

Что даст покупателям закон об основах государственного регулирования торговой деятельности? Позавчера Государственная Дума приняла его во втором чтении.

"Российская газета" достаточно подробно написала о тех поправках, которые были приняты ("Торговля по закону", 17.12.2009). Остается добавить, что в нынешней редакции закон должен вступить в силу с 1 февраля 2010 года, а не с 1 января, как планировалось прежде, сообщил "РГ" источник в Госдуме. Впереди еще третье чтение законопроекта, утверждение Советом Федерации и подпись президента страны. К тому же к исполнению закона нужно приготовиться.

Еще одна важная деталь: перечень недобросовестных практик, которые запрещено применять торговцам, после долгих споров сделали открытым. То есть он заканчивается словами "и другие". Что, по мнению одних экспертов, оставляет возможность пресекать попытки выжимать из поставщиков дополнительные средства не только уже известными методами, но и новыми, свежевыдуманными. А по мнению других, дает возможность чиновникам шантажировать торговые предприятия, обещая признать любую практику недобросовестной.

И еще одна маленькая подробность: замороженное мясо изъяли из списка скоропортящихся товаров, за которые торговля должна расплачиваться с поставщиками в течение 10 дней. Казалось бы, потребителей это не касается. Однако логика тех, кто предлагал считать мороженое мясо "скоропортом", такая: если этого не сделать, сети будут продавать размороженное мясо под видом охлажденного, и таким образом из продажи якобы исчезнет свежий продукт. Было, однако, решено, что федеральный закон не должен создаваться исходя из возможных нарушений уже существующих норм. Но при этом покупателям эксперты настоятельно советуют обращать внимание, какие мясо и рыбу они покупают.

О том, изменятся ли цены на продовольствие, когда закон об основах госрегулирования торговли вступит в действие, "РГ" попросила рассказать людей, которые так или иначе влияли на содержание законопроекта в течение тех лет, пока он обсуждался и рассматривался.

компетентно

Виктор Зубков,

первый заместитель председателя правительства:

- В конечном счете любой закон должен быть направлен на то, чтобы выигрывал потребитель. Для которого важны, по определению продовольственной безопасности, "физическая и экономическая доступность продовольствия". То есть ассортимент и цены. Ни то ни другое правительство, за исключением экстренных случаев, определять, конечно, не будет.

Поэтому при подготовке законопроекта об основах государственного регулирования торговой деятельности мы ставили задачу создать условия для того, чтобы ассортимент был широким, а цены доступными: чтобы развивалась здоровая конкуренция, между участниками "товаропроводящей цепочки" устанавливались более гармоничные отношения и никто не зарабатывал за счет убытков других ее участников. Это хорошие инструменты в борьбе с инфляцией.

Закон в его нынешнем виде создает хорошие "стартовые" условия для стабильности на рынке. Но последнее слово останется все-таки за торговлей.

Илья Белоновский,

исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли:

- Когда новый закон вступит в силу, цены могут повыситься, так как издержки торговых предприятий вырастут. Но скачка цен все-таки не произойдет. Мы будем максимально стремиться к тому, чтобы покупатели не почувствовали резких перемен. Скорее всего, мы будем договариваться с поставщиками - просить скидки, например.

Виктор Семенов,

председатель совета Ассоциации отраслевых союзов АПК АССАГРОС:

- Теоретически закон может привести к снижению потребительских цен примерно на 10 процентов. По расчетам наших экспертов, бонусы и другие так называемые неторговые доходы сетей, которые сейчас производители вынуждены закладывать в отпускную цену товара, а затем отдавать сетям, составляют порядка 25 процентов. Хочу обратить внимание - далеко не все эти выплаты облагаются "правильными" налогами. Когда закон вступит в действие и запретит практически все сомнительные премии, торговля не сможет отказаться от всех этих денег и процентов 15 включит в свою наценку. Налоговые поступления в бюджет вырастут. А у производителей появится возможность снизить отпускные цены хотя бы процентов на 10. Вот так снижение цен на прилавках и становится возможным. Но только в том случае, если никто из участников товаропроводящей цепочки не будет саботировавть внедрение закона в нашу повседневную пракитику.

Дмитрий Дремлюга,

вице-президент Ассоциации рыбопромышленников Приморья:

- До сих пор мы наблюдаем перекос в распределении дохода в пользу торговли. Здравый смысл подсказывает, что все участники рынка продовольствия должны иметь доходы, достаточные для развития бизнеса.

Зачем рыбакам дополнительные доходы? Чтобы, например, обновить флот, который у нас по-старинке ходит на дорогом дизельном топливе, а у конкурентов из других стран - на дешевом мазуте. Снизим себестоимость промысла, перестанут расти и отпускные цены на рыбу. В итоге выиграет покупатель.

Ирина Канунникова,

директор Союза независимых сетей России:

- Новый закон - результат того, что поставщики и ритейлеры не договорились вовремя. Но потери понесет потребитель, а не участники рынка.

Хотя нагрузка на сетевые торговые предприятия, особенно региональные, увеличивается. Ритейлерам придется расплачиваться с поставщиками в два раза быстрее, чем теперь. Им придется брать кредиты, а льготных процентных ставок для нас нет.

Но покупательная способность населения сейчас и так очень низкая. И продолжает снижаться. Поэтому сильно поднимать цены нельзя.