Госдума приняла проект закона о госрегулировании торговой деятельности в РФ

В минувшую пятницу Госдума приняла в окончательном третьем чтении проект закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

"Закон призван стимулировать реальную конкуренцию в торговле, в том числе за счет дополнительных антимонопольных мер, за счет развития не только крупных торговых сетей, но и малого и среднего бизнеса. В результате мы хотим добиться более справедливого перераспределения прибыли в цепочке производитель - переработчик - продавец и более адекватной конечной цены на потребительские товары, прежде всего - продовольствие, - заявил Борис Грызлов. И пообещал, что депутаты станут "внимательно следить за практикой применения закона, после того как он будет одобрен Советом Федерации, подписан президентом и вступит в силу", чтобы "при необходимости" предложить "законодательные инициативы, направленные на дальнейшее совершенствование государственного регулирования в сфере торговли". "Мы заинтересованы в том, чтобы права и интересы всех участников рынка эффективно защищались и торговая отрасль в России продолжала развиваться динамично и цивилизованно", - сказал Борис Грызлов.

КПРФ была единственной из четырех думских фракций, которая не поддержала проект закона о торговле в третьем чтении. И это, как считает председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству "единоросс" Евгений Федоров, свидетельствует о том, что думские коммунисты "против наведения порядка в сфере торговли, против развития конкуренции и снижения цен". "При рассмотрении законопроекта во втором чтении отдельные депутаты настаивали на принятии ряда поправок в стиле старой "советской системы", которые наш комитет и фракция "Единая Россия" считают неприемлемыми и способными привести к дестабилизации в сфере торговли. Так, например, депутаты от КПРФ предлагали ввести 15-процентную наценку на продовольственные товары в организациях общественного питания, - уточнил позицию несговорчивых коллег глава профильного комитета, пояснив, что "принятие таких поправок привело бы к полной ликвидации данной сферы - ресторанов, кафе и столовых".

На пленарном заседании 18 декабря депутаты поправили Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, чтобы прекратить "налоговый террор" и перестать "кошмарить" бизнес. "Единороссам", которые и стали авторами законодательной инициативы, не нравится, что угроза привлечения к уголовной ответственности рассматривается как едва ли не самое эффективное средство "разговора" государства с налогоплательщиком. По их мнению, это не способствует созданию атмосферы доверия между налогоплательщиками и государством, воспитанию культуры налогоплательщиков и закреплению в российском обществе традиции платить налоги. А сложности с применением норм налогового законодательства приводят к тому, что даже самые добросовестные налогоплательщики и налоговые агенты подчас оказываются в числе нарушителей, которым может грозить тюрьма. Между тем, как считают "единороссы", "юридическая ответственность не должна превращаться в расправу с налогоплательщиками, а должна способствовать исправлению правонарушителей и тем самым сохранению объема доходов бюджетной системы". У человека, и прежде всего того, кто попал в неплательщики ненамеренно, должен быть шанс исправить свою ошибку. Поэтому в законопроекте предусмотрено - если "лицо в полном объеме выполнило требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, то оно не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления".

"Мы убеждены, что эффективность налоговой системы определяется не тем, сколько виновных в налоговых правонарушениях привлечено к уголовной ответственности, а благоприятностью правового "климата", созданного в стране для предпринимателей, которые хотят работать и готовы платить налоги в казну. Налогоплательщик должен платить налоги, а не сидеть в тюрьме. А если он все же нарушил налоговое законодательство, то у него должна быть реальная возможность самостоятельно возместить причиненный государству финансовый ущерб и в результате получить четкие гарантии непривлечения за это к уголовной ответственности. Именно на создание таких гарантий и направлен наш законопроект", - сказал Борис Грызлов, заметив, что инициатива "единороссов" была поддержана главой государства и это серьезно помогло депутатам при доработке текста.

В рамках второго чтения увеличились суммы, которые признаются крупным и особо крупным размером неуплаченных налогов. Предлагается повысить их в шесть раз для граждан и в четыре раза для организаций. Поправками ко второму чтению зафиксировано, что при расследовании налоговых преступлений заключение под стражу в качестве меры пресечения не должно применяться, если нет конкретных обстоятельств, непосредственно указанных в законе.

Грызлов убежден, что принятие этого закона, который важен еще и с антикоррупционной точки зрения, "будет иметь большое значение и для предпринимательского сообщества, и для государства" - "угроза привлечения к уголовной ответственности не будет использоваться для вымогательства взяток с бизнеса".

С удивительной поспешностью Дума приняла в первом чтении и сразу в целом поправки в Закон "О рекламе", направленные на ограничение монополизма и развитие свободной конкуренции в сфере рекламы на отечественном телевидении. Федеральным телеканалам, к которым законопроект относит тех, что вещают на территории более пяти субъектов Федерации, запрещено заключать договоры на оказание услуг по распространению рекламы с лицом, занимающим преимущественное положение (более 35 процентов) на рекламном рынке. К тому же федеральные каналы с госучастием обязаны заключать договоры на оказание услуг по распространению телерекламы на основе торгов.

Компетентно

Виктор Зубков, первый заместитель председателя правительства: В конечном счете любой закон должен быть направлен на то, чтобы выигрывал потребитель. Для которого важны, по определению продовольственной безопасности, "физическая и экономическая доступность продовольствия". То есть ассортимент и цены. Ни то ни другое правительство, за исключением экстренных случаев, определять, конечно, не будет.

Поэтому при подготовке законопроекта об основах государственного регулирования торговой деятельности мы ставили задачу создать условия для того, чтобы ассортимент был широким, а цены доступными: чтобы развивалась здоровая конкуренция, между участниками "товаропроводящей цепочки" устанавливались более гармоничные отношения и никто не зарабатывал за счет убытков других ее участников. Это хорошие инструменты в борьбе с инфляцией.

Закон в его нынешнем виде создает хорошие "стартовые" условия для стабильности на рынке. Но последнее слово останется все-таки за торговлей.

Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли: Когда новый закон вступит в силу, цены могут повыситься, так как издержки торговых предприятий вырастут. Но скачка цен все-таки не произойдет. Мы будем максимально стремиться к тому, чтобы покупатели не почувствовали резких перемен. Скорее всего, мы будем договариваться с поставщиками - просить скидки, например.

Виктор Семенов, председатель совета Ассоциации отраслевых союзов АПК АССАГРОС: По расчетам наших экспертов, бонусы и другие так называемые неторговые доходы сетей, которые сейчас производители вынуждены закладывать в отпускную цену товара, а затем отдавать сетям, составляют порядка 25 процентов. Хочу обратить внимание - далеко не все эти выплаты облагаются "правильными" налогами. Когда закон вступит в действие и запретит практически все сомнительные премии, торговля не сможет отказаться от всех этих денег и процентов 15 включит в свою наценку. Налоговые поступления в бюджет вырастут. А у производителей появится возможность снизить отпускные цены хотя бы процентов на 10. Вот так снижение цен на прилавках и становится возможным. Но только в том случае, если никто из участников товаропроводящей цепочки не будет саботировавть внедрение закона в нашу повседневную пракитику.