Правительством одобрена Энергетическая стратегия до 2030 года

Правительством одобрена Энергетическая стратегия до 2030 года (ЭС-2030). В этом масштабном документе обозначены основные приоритеты долгосрочного стратегического развития российского топливно-энергетического комплекса.

Помимо основных тенденций и прогнозных оценок социально-экономического развития России на период до 2030 года в данном документе очень подробно рассматриваются перспективы спроса на российские энергоресурсы, региональные и межотраслевые аспекты развития топливно-энергетического комплекса.

Это документ для документов, в ЭС-2030 сложно найти конкретных рецептов, каким образом можно достичь поставленных целей. Министр энергетики РФ Сергей Шматко, представляя документ на заседании правительства России, отметил, что главное в стратегии - не сами цифры, а приоритеты и ориентиры, задающие долгосрочный курс развития энергетического сектора. Она необходима при разработке и корректировке региональных стратегий и программ социально-экономического развития, Генеральных схем и программ развития отраслей ТЭК, а также комплексных программ по энергетическому освоению новых регионов. Также эти положения должны учитываться при подготовке и корректировке инвестиционных программ и крупных проектов компаний энергетического сектора.

Главными стратегическими ориентирами в государственной энергетической политике по-прежнему признаются - энергетическая безопасность, экономическая (бюджетная) эффективность, экологическая безопасность энергетики и энергетическая эффективность экономики.

Согласно стратегии российский ТЭК в эти годы должен преодолеть три этапа развития. Во время первого (с 2013 по 2015 год) этапа отечественные компании должны будут наладить обновление основных фондов и переломить негативные тенденции в геологоразведке. На втором этапе (2020-2022 годы) ТЭК должен вырасти в абсолютных показателях. Третий (до 2030 года) будет связан с технологическим прорывом.

Какие новые тенденции рассматриваются в Энергетической стратегии-2030? В сфере энергоэффективности намечается не менее чем двукратное снижение удельной энергоемкости ВВП, кратный рост объема энергосервисных услуг, ежегодное снижение удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях ТЭК. Кроме того, предусматривается 10%-ное снижение удельных расходов топлива на производство тепла котельными и доведение ежегодного объема экономии энергоресурсов по сравнению с современным уровнем до 300 млн тонн условного топлива в год.

В новой Энергостратегии особая роль отводится внешней энергетической политике страны. Ее стратегической целью является максимально эффективное использование энергетического потенциала России внедрения в мировой энергетический рынок для укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды. Один из предпочтительных вариантов, рассматривающихся в документе, - рост экспорта углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 26-27%.

Диапазон прогнозных оценок роста к 2030 году производства и внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по сравнению с существующим уровнем составляет: для производства ТЭР - 26-36%; для внутреннего потребления ТЭР - примерно в полтора раза больше (39-58%). Соотношение объемов экспорта и внутреннего потребления ТЭР уменьшится при этом с 0,88 до 0,62-0,72.

Развитие нетопливной энергетики - атомной, возобновляемой, включая гидроэнергетику - является одной из важных стратегических инициатив ЭС-2030. Это обусловлено необходимостью ограничения нагрузки на экологию со стороны предприятий ТЭК, а также перспективной стабилизацией уровней добычи углеводородов.

Также будут развиваться новые возобновляемые источники энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др.) - к концу периода годовой объем производства электроэнергии на их базе составит не менее 80-100 млрд кВт.ч, т. е. вырастет более чем на порядок. К концу третьего этапа долю нетопливных источников в производстве электроэнергии предусматривается увеличить с 32% (2008 год) до 38%.

Прогнозируемая динамика экспорта энергоресурсов будет постепенно замедлять свой рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода. Такая тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой государства, ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости страны от экспорта.

Развитие отраслей ТЭК, возобновляемых источников энергии, централизованного теплоснабжения, локальной энергетики и энергосбережения, потребует крупных инвестиций - как прогнозируется, средний ежегодный объем инвестиций в реализацию мероприятий ЭС-2030, включая развитие отраслей ТЭК и сферы энергоснабжения (теплоснабжение, энергосбережение, автономное энергоснабжение), возрастет более чем в полтора раза и составит около 60 трлн рублей на период до 2030 года. При этом более половины общего объема инвестиций приходится на третий этап реализации Энергостратегии.

компетентно

Алексей Громов, заместитель директора Института энергетических стратегий:

- Опыт реализации предыдущей Энергетической стратегии (ЭС-2020) показал, что при кратном изменении важнейших внешних параметров развития российского энергетического сектора (за годы реализации ЭС-2020 (2003-2008) мировая цена на нефть возросла с 27 до 94 долл. США за баррель. Это более чем в 4 раза отличалось от прогнозных показателей, заложенных в Стратегию, параметры развития собственно энергетического сектора изменились лишь на 5-7%.

Российский энергетический сектор обладает достаточно высоким потенциалом внутренней устойчивости и инерционности, который позволяет нам формировать стратегический курс его развития на основе целевых ориентиров, а не постоянно меняющихся прогнозов внешних и внутренних условий.

В этой связи следует подчеркнуть, что формирование новой Энергетической стратегии не связано с плохим качеством или нереализуемостью основных параметров ЭС-2020. Это требование времени. Кроме того, это необходимое условие стратегического планирования в энергетике, записанное в системе реализации ЭС-2020, предполагающее пролонгацию Энергетической стратегии каждые пять лет. Это необходимо, чтобы максимально учесть новые тенденции развития экономики и энергетики, появления новых технологий и вызовов времени к развитию энергетического сектора страны.

Стратегия - не документ прямого действия, это - документ для документов. Она не может и не должна подменять собой программы (генеральные схемы развития отраслей и регионов, инвестиционные программы отраслей и энергетических компаний), она задает приоритеты и ориентиры, с которыми должны согласовываться программы. Нельзя рассматривать ЭС-2030 как простой набор конкретных проектов, технологий, компаний, объемов государственной поддержки, который можно использовать для лоббирования частных вопросов развития энергетики.

мнение

Константин Ильковский, эксперт:

- Вот уже несколько лет на всех глобальных энергетических и политических (а энергетика важнейший политический инструмент) площадках обсуждаются сценарии развития будущего энергетики. По сути их два - энергетика будущего (к середине ХХI века) это традиционная, сформировавшаяся в конце ХIХ к 80-м годам ХХ века, но более эффективная углеродно-углеводородная энергетика?

И новая энергетика, в основе которой первичные энергоресурсы с максимальной концентрацией энергии, возобновляемые ресурсы, децентрализованные сети и вместо рынка топлива и энергии рынок энергоуслуг, т. е. смена парадигм от кВт.ч к люмен и люкс (мы покупаем не количество энергии, а освещенность, качество жизни)?

Энергетическая стратегия-2030 выбрала традиционную энергетику. В этом документе консервируются существующие технологический и организационные уклады в энергетике. Это очень хорошо иллюстрируется одной строчкой в энергетическом балансе, где доля "экзотической" энергетики меняется с 0.1 до 1.4%, т. е. в пределах ошибки расчетов.

Вряд ли это правильно, поскольку существующие технологии в новой энергетике становятся все более коммерчески оправданными и сегодня, параллельно с совершенствованием этих технологий, разрабатывается инфраструктура для них.

И еще осталось неучтенным то, что сегодня потребители энергии становятся ее производителями, сами определяя, сколько им надо энергии и мощности в данном месте и в данное время, тем самым делая энергопотребление в своем домохозяйстве, городе, муниципалитете, предприятии - "умным" и независимым, что, кстати, очень повышает энергетическую надежность.

Совершенствование традиционной энергетики делает стратегию-2030 "догоняющей", а необходима, на мой взгляд, стратегия "лидер", но уверен, что при следующем уточнении Энергетической стратегии в ней появится и люмен и люкс.