С 2011 года чиновникам запретят требовать у граждан данные, которые уже есть в информационной базе других органов государственной власти. Такое обнадеживающее заявление сделал вчера министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев.
Все информационные системы органов госвласти будут "провязаны" между собой, а это значит, что между ведомствами будет налажен бесперебойный обмен информацией, пояснил техническую сторону новации министр. И тогда требовать у человека уже имеющиеся сведения не будет иметь смысла. А у граждан отпадет необходимость бегать по чиновничьим кабинетам.
Внедрению современных технологий в сферу государственных услуг в последнее время уделяется много внимания. Сегодня этому вопросу будет посвящено заседание Госсовета. И министр на нем сделает доклад о том, как движется работа в этом направлении. В идеале, говорит он, у человека должна быть возможность обратиться в любой орган госвласти не выходя из дома и таким же образом получить ответ.
Кстати, в некоторых регионах к решению поставленной задачи уже приступили. Вчера шесть регионов-передовиков в сфере оказания электронных госуслуг показали министру свои достижения в рамках специально организованной акции "Высокие информационные технологии - современный стиль России". Например, в Тюменской области запущен портал государственных и муниципальных услуг, с которого можно скачать необходимые бланки и формы. В Астраханской области при поддержке Сбербанка выпустили 80 тысяч электронных социальных карт. С их помощью можно получить пособия, пенсии, субсидии, а также узнать информацию о причитающихся вам социальных льготах. Причем пользоваться картой можно и без ПИН-кода - с согласия пользователей идентификация производится по отпечаткам пальцев. Представители Татарстана показали министру информаты, которые выдают гражданам информацию о работе органов госвласти, а также принимают оплату некоторых госуслуг - штрафов ГИБДД, задолженность по налогам. Сейчас в Казани действует 10 таких машин, в следующем году их планируют установить в отдаленных районах республики.
Министерство, по словам Щеголева, намерено на базе лучших региональных практик сформировать некие эталонные программы. Такой подход, во-первых, снизит затраты для субъектов - это будет дешевле, чем разработка индивидуальных информационных систем для каждого региона. Во-вторых, будет облегчена задача по связыванию систем разных регионов и федеральной системы между собой.
Подробно и поэтапно переход к так называемому "электронному правительству" прописан в специальном постановлении правительства, которое вышло в октябре этого года. Но хотя времени прошло немного, первый этап уже пройден, заверил Щеголев. Совсем недавно, напомнил он, был запущен портал госуслуг. На нем граждане могут выяснить, какие именно услуги предоставляет то или иное ведомство, там же даны адреса и телефоны точек оказания услуг. При этом параллельно, замечает министр, решается еще одна задача: с переводом описания услуг в электронный вид становится понятно, насколько некоторые из них громоздки. А значит, постепенно власти будут совершенствовать услуги и отказываться от избыточных функций. Второй важный этап, о котором идет речь в постановлении правительства, наступит весной следующего года, говорит министр. Примерно к апрелю-маю с федерального портала можно будет скачивать бланки и формы для заявлений. А к 2012 году, надеется Щеголев, граждане смогут через Интернет увидеть, как идет работа с поданными документами: у какого именно чиновника они находятся, в какой стадии готовности.