Вопрос перед министром транспорта Игорем Левитиным на вчерашнем "правительственном часе" думцы поставили конкретно: какие меры принимает правительство, чтобы обеспечить российский воздушный транспорт российскими же самолетами?
Глава минтранса начал издалека: напомнил думцам о транспортной стратегии, рассчитанной до 2030 года и о программах модернизации транспортной системы. Сообщил о реконструкции аэропортов, о планах минтранса довести 103 взлетно-посадочные полосы "до требований норм годности без ограничений", чтобы можно было принимать любые самолеты. Сейчас, по словам Левитина, из 117 аэропортов, образующих национальную аэродромную сеть гражданской авиации, только 70 допущены к международным перевозкам. Министр порадовал народных избранников, которые давно настаивали на возрождении местных и региональных перевозок в районах Крайнего Севера, что там, на базе социально значимых аэропортов, создаются казенные авиационные предприятия. Левитин подчеркнул, что, несмотря на кризис, в последние годы реконструируются крупные аэропорты.
Но Игорь Левитин согласен - первым делом, конечно, самолеты. "Без решения проблемы обновления парка воздушных судов невозможно в России развитие перевозок", - заявил министр. Сейчас, по его словам, российскими авиапредприятиями эксплуатируется 1500 самолетов и 1000 вертолетов. 74 процента парка составляют самолеты отечественного производства и 26 - зарубежного. Вертолеты отечественного производства составляют практически 96 процентов, уточнил Левитин. Но тут же с сожалением констатировал, что обновление парка воздушных судов происходит в основном за счет самолетов зарубежного производства. "Современные типы российских самолетов - Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ан-148, Ан-140 в количестве 60 штук составляют всего четыре процента в общем объеме летательных аппаратов", - сказал глава минтранса, заметив, что "удельный вес пассажиропотока, который выполняется на этих самолетах, примерно восемь процентов". Предпочитая иностранное российскому, отечественные авиаперевозчики попадают в полную технологическую зависимость к зарубежным компаниям, которые производят сервисное обслуживание этих самолетов.
В минтрансе считают, что для сохранения конкурентоспособного рынка перевозок до 2015 года нам необходимо около 500 воздушных современных судов.
"А зачем в такой ситуации сняли пошлины на приобретение воздушных судов из-за границы?" - укорили министра депутаты.
Однако Левитин пояснил, что пошлины сняты на те самолеты, которые у нас производиться не будут. А для иностранных самолетов, которые, может, и намерена выпускать наша авиационная промышленность, введены так называемые оградительные пошлины. Они настолько, по словам Игоря Левитина, поднимут цену на самолет, что на его приобретение авиакомпании никаких денег не хватит.
По словам главы минтранса, идет подготовка и летного состава. Только почему-то, судя по информации Левитина, учатся и повышают квалификацию российские летчики в основном на зарубежном оборудовании. Да и самый современный российский самолет "Суперджет", которого с нетерпением все ждут, как заметили депутаты, называется почему-то на иностранный манер.
Конкретного ответа на конкретный вопрос, когда наша авиапромышленность заработает так, как работала советская, думцы вчера так и не получили. Созданную авиагоскорпорацию панацеей от всех бед народные избранники не считают. И вообще, по словам председателя Комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, принятых правительством мер для развития отечественной гражданской авиации явно недостаточно. По мнению Шишкарева, надо немедленно менять Воздушный кодекс.
Депутаты также приняли специальное постановление, в котором определили перечень сведений, которые должны размещаться на официальном сайте нижней палаты парламента в Интернете. Максимальной открытости от парламентариев требовал Закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который должен в полном объеме вступить в силу с 1 января 2010 года. Теперь и депутаты, и даже думские чиновники взяли на себя обязательство публиковать на сайте декларации о семейных доходах, сообщать результаты проверок Госдумы со стороны Счетной палаты и Федеральной антимонопольной службы, выкладывать результаты конкурсов на замещение вакантных должностей.
Кстати, вчера Госдума поручила Счетной палате РФ провести проверку финансово-хозяйственной деятельности Центробанка России и его структурных подразделений и учреждений за 2007-2009 годы.
Госдума вчера потрудилась ударно. Даже обеденный перерыв депутаты сократили, чтобы побыстрее провести голосование по законопроектам третьего чтения. "Надо срочно отправить принятые нами документы в Совет Федерации", - объяснил коллегам причину спешки первый вице-спикер нижней палаты парламента Олег Морозов. В пятницу, 25 декабря, последнее в этом году заседание и в верхней палате парламента, без одобрения которой законы не поступят на подпись президенту. Дума приняла в окончательном, третьем чтении законопроект "единороссов" о более гуманном отношении к налогоплательщику, который оказался в должниках у госказны не из корысти, а по какому-то недоразумению. Такой должник может быть освобожден от уголовной ответственности и сполна расплатиться по долгам.
Третье чтение прошли почти два десятка законопроектов. В первом чтении Госдума поддержала инициативу законодателей Оренбургской области, которые предложили, чтобы региональные заксобрания, так же как и Дума, но на своем уровне, получили контрольные полномочия, и могли требовать отчета у своего губернатора и регионального правительства.