Больше года назад второе рождение в Москве получил павильон N 18 на территории бывшей ВДНХ, где с середины прошлого века Беларусь традиционно демонстрировала достижения промышленных предприятий и села. Обветшавшее здание частично восстановили, обновили. Теперь здесь офисный центр, оборудованный всеми необходимыми инженерными сетями и коммуникациями. А на площадке перед главным входом в павильон и во внутреннем дворике проходят ярмарки.
2009 год стал особо "урожайным" на выставки белорусской продукции в Москве. Более 40 мероприятий прошли при полном аншлаге покупателей. Но самым знаменательным событием уходящего года, пожалуй, можно назвать Национальную выставку, сопровождавшую ноябрьский VI Деловой форум сотрудничества. Экспортный потенциал страны достойно продемонстрировали более 130 отечественных предприятий. Они заключили 22 договора поставки продукции на сумму около 10 миллионов российских рублей.
Кроме готовых товаров, Беларусь привезла в Москву и более 70 инвестиционных проектов в области медицины, биологии, информационных технологий, связи, энергетики и экологии.
Особый интерес у посетителей вызвала разработка Белорусского государственного университета - препараты против раковых опухолей.
- Могу с уверенностью сказать, что практически любой наш товар, представленный в Москве, востребован, москвичи безоговорочно доверяют бренду "Сделано в Республике Беларусь", - отмечает заместитель министра торговли Олег Якубович. - Ярким примером успешной работы по продвижению белорусской продукции в Российской Федерации можно назвать деятельность торгового дома "Лида-регион", офис которого расположен в белорусском павильоне Всероссийского выставочного центра. "Лида-регион" получил статус "Лидер российской экономики" по итогам исследования, которое проводилось среди полумиллиона субъектов хозяйствования Союзного государства. Это говорит о том, что созданная товаропроводящая структура выполняет свою задачу: все больше российских компаний делают выбор в пользу надежности и качества белорусской продукции.
Время подсказывает и новые формы сотрудничества. Сейчас в 18-м павильоне идет обкатка перспективного проекта: электронной торговой площадки промышленными и потребительскими товарами.
- Сегодня нет проблемы разместить информацию о товаре на виртуальных сайтах, которых огромное количество, и все они наперебой предлагают предприятиям свои услуги, - презентует проект О. Якубович. - Однако имеется один, на мой взгляд, существенный недостаток. Покупателю демонстрируют фото, описание товара и предлагают заполнить заявку. А где же торг, общение с продавцом? Торга нет. Наше ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа" разработало электронную площадку, на которой можно будет выставить лот с публичной офертой. Что это значит? Скажем, я продаю партию какого-либо товара по определенной цене, размещаю заявку. Она будет висеть в Сети столько, сколько мне нужно. Покупатель видит мое предложение (и он, и я должны всего лишь зарегистрироваться в системе), но его, допустим, не устраивает цена. Он выставляет свой вариант. Если я вижу, что других претендентов нет и цена меня устраивает, то соглашаюсь. В режиме онлайн оформляется сделка. Кроме того, биржа берется за ее сопровождение: проводит экспертизу качества, при необходимости рассматривает конфликтные ситуации. Точно так же можно оставлять и предварительные заявки на покупку.
Почему сейчас так важно, используя возможности белорусского павильона на Всероссийском выставочном центре, создать реально действующее торгово-логистическое предприятие? По мнению заместителя министра торговли Беларуси, такая организация сможет, используя современные информационные технологии, способствовать оперативному заключению контрактов напрямую между белорусскими и российскими субъектами хозяйствования. Но главные задачи торгово-логистического центра - поиск новых надежных партнеров и расширение рынков сбыта белорусской продукции.