Екатеринбургский кузнец предлагает наладить производство дирижаблей

Уральский кузнец с более чем 50-летним стажем всю жизнь посвятил... дирижаблям. Станислав Горский уверен: когда-нибудь "воздушный корабль" станет основным российским транспортом, вытеснит самолеты, автобусы и поезда.

Удивительное хобби - родом из детства. В 1939 году в село Курьи Свердловской области залетел по ошибке крохотный сельскохозяйственный самолет У-2. Одноместное воздушное судно произвело на десятилетнего пацана неизгладимое впечатление.

- Мы цеплялись за крылья и кричали: "Дядя, дядя, покатай!" - вспоминает наш герой. - А потом мне снилось каждую ночь: самолет в небе и я - в этом самолете.

Станислав Петрович пережил войну, повзрослел, выучился на кузнеца и пошел работать на самый престижный тогда завод в Свердловске. Разочаровался в самолетах - война показала всю ненадежность и несостоятельность этого транспорта. Однако мечта о небе никуда не делась. Только теперь Горский хотел подняться ввысь на дирижабле. 

- В 70-е годы я работал начальником научно-исследовательского бюро Уралмашзавода, - рассказывает Горский. - В те годы Уралмаш поставлял в тюменские края тяжелейшие буровые установки. Сотни километров колонны с оборудованием шли по болотам, иногда техника попросту тонула в трясине. Вот мне и пришла в голову мысль: а почему бы эти буровые установки не подхватить за "макушку" дирижаблем и не перенести к месту назначения по воздуху?

Станислав Петрович стал изучать историю аэронавтики. Оказалось, что все необходимые для освоения неба наработки в нашей стране уже есть. Военный дирижабль СССР-В12, спроектированный еще в 1942 году, способен принять на борт более десяти тонн груза. А ведь с тех пор конструкторы-энтузиасты по всему Союзу разработали еще более надежные и вместительные модели дирижаблей.

- Я присоединился к группе энтузиастов, которые боролись за возрождение традиций воздухоплавания на Урале. В этой группе были физик Сергей Вонсовский, конструктор знаменитых дирижаблей Урал-1, Урал-2 и Урал-3 Давид Бимбат. Мы стучались во все двери, писали письма в министерство авиапрома, проводили совещания в Государственном комитете по науке и технике при Совете министров СССР. И лед тронулся - в 1989 году в городе Долгопрудном было создано государственное кооперативное предприятие "Дирижаблестрой СССР".

Чуть позже оказалось, что эпоха дирижаблей заглянула ненадолго. "Дирижаблейстрой СССР" исчез вместе с развалом Советского Союза. Умерли Сергей Вонсовский и Давид Бимбат. Однако Станислав Горский и в 80 лет продолжает бороться за свою мечту. Все так же стучится в двери всех министерств и ведомств, все так же пишет письма на имя тех, кто принимает решения.

- Материала про дирижабли набралось столько, что впору книгу писать, - то ли в шутку, то ли всерьез говорит Станислав Петрович. - Жена ругается, что по дому пройти невозможно из-за фотографий, плакатов и макетов. А я уверен, что дело мое - правое. Сейчас дирижабли можно производить на Урале. У нас для этого все есть: заводы, которые в кризис стоят без заказов, огромные карьеры, где можно наладить сборку аэростатов. Когда-нибудь жители Сибири и Дальнего Востока забудут, что такое самолеты. А вместо маршрутных такси от центра Екатеринбурга до Химмаша будет летать маленький пассажирский дирижабль. Все это обязательно будет. И будет скорее, чем вы можете себе представить.

Кстати

Пять причин, по которым дирижабли лучше самолетов (в изложении Станислава Горского)

Они дешевле. Одна из самых новых модификаций аэробуса А-321 стоит порядка 50-60 миллионов долларов. Новейший дирижабль Аи-30 российской компании "Авгуръ" в штучном изготовлении стоит 30 миллионов рублей. В условиях массового производства его цена упадет как минимум в три раза.

Они экологичней. Современным дирижаблям не требуется углеводородное топливо. Они могут быть оснащены либо атомным двигателем, либо солнечными батареями.

Они экономичней. Максимальная грузоподъемность гигантского дирижабля "Локомоскайнер", разработанного ульяновским заводом, может достигать 600 тонн. Максимальная грузоподъемность тяжелого грузового самолета Ил-96-400Т - 92 тонны. Кроме того, дирижабли работают в любую погоду и не нуждаются в аэродроме.

Они выносливее. Дирижабль с атомным двигателем способен сделать 10 витков вокруг земного шара без посадки. Средняя дальность полета аэробусов - 4000 километров.

Они многофункциональны. Дирижабль может заменить пожарную машину, самолет, поезд, маршрутное такси, экскурсионный автобус.

Цеппелины на Урале

В 1937 году дирижабль СССР В6 "Осоавиахим" дважды прилетал в Свердловск. Это были пробные рейсы летательного аппарата в рамках первой магистральной воздушной трассы "Москва - Свердловск". Воздушное сообщение между Москвой и Свердловском планировалось сделать регулярным. Однако трагическая гибель "В6" в феврале 1938 года положила конец полетам.

В 1956 году в Нижнем Тагиле появилось общественное конструкторское бюро, которое возглавил уральский дирижаблестроитель Давид Бимбат. Энтузиасты воздухоплавания сконструировали три модели дирижаблей: "Урал-1", "Урал-2" и "Урал-3". "Урал-2" был построен специально по заказу киностудии имени Горького. В 1965 году он участвовал в съемках фильма "Гиперболоид инженера Гарина". Пилотировал аппарат во время съемок сам Давид Бимбат.

В 80-х годах в Верхней Салде было создано специальное конструкторское бюро по проектированию дирижаблей. Там работали специалисты КБ имени Камова.

В 2006 году губернатор Свердловской области Эдуард Россель предложил использовать дирижабли в освоении Приполярного Урала в рамках проекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Специалисты УГТУ-УПИ, институтов машиноведения, математики и механики УрО РАН принялись за идею, но она была отложена из-за кризиса.

Справка "РГ"

Дирижабль - летательный аппарат, который состоит из кабины и корпуса, заполненного легким газом. Раньше дирижабли "начиняли" легковоспламеняющимся водородом, сейчас для этих целей используют безопасный гелий, который не взрывается и не горит.

Первый дирижабль был сконструирован в 1852 году французским изобретателем Анри Жиффаром. Он напоминал воздушный шар, однако благодаря паровому двигателю не подчинялся силе ветра. Отсюда произошло само понятие "дирижабль", которое в переводе с французского означает "управляемый".

По типу материала, используемого для производства оболочки летательного аппарата, дирижабли подразделяются на мягкие, полужесткие и жесткие.