Рохелио Пфиртер, генеральный директор Организации по запрещению химического оружия:
Хотел бы выразить искреннюю признательность Российской Федерации за ее неизменное стремление и решимость добиться цели полного уничтожения химического оружия к 2012 году, как это предусмотрено в Конвенции о химическом оружии, а также за конкретные шаги, предпринимаемые в этом направлении.
Действительно, меры, принимаемые Российской Федерацией для продвижения вперед и ускорения деятельности по уничтожению на всех ее объектах по уничтожению химического оружия, дают конкретные результаты, несмотря на серьезные технические и финансовые проблемы, с которыми сопряжен процесс уничтожения и которые еще будут возникать. По состоянию на 31 октября 2009 года инспекционные группы ОЗХО проверили уничтожение 17 396 метрических тонн отравляющих веществ категории 1, или 43,5 процента их совокупного количества, объявленного Российской Федерацией. После успешного завершения деятельности по уничтожению в Горном и Камбарке Российская Федерация в настоящее время продолжает свои усилия но уничтожению на трех других объектах, расположенных в Марадыковском, Леонидовке и Щучье. Кроме того, удовлетворение вызывает и тот факт, что Российская Федерация ранее завершила ликвидацию своего химического оружия категории 2 и категории 3. Как сообщила Российская Федерация, ведется подготовка к запуску в эксплуатацию еще двух объектов по уничтожению химического оружия в Почепе и Кизнере. Все эти достижения являются свидетельством приверженности Российской Федерации делу решения задач, которые могут встать перед ней в последние три года до истечения в 2012 году окончательного срока уничтожения.
Уничтожение химического оружия осуществляется под строгим контролем инспекционных групп ОЗXО, которые наблюдают за всей текущей деятельностью, поддерживая непрерывное физическое присутствие на месте и используя приборы наблюдения и записывающее оборудование. Кроме того, в прошлом периодически проводились совместные посещения в целях контроля за качеством для рассмотрения вопросов осуществления и работы согласованных режимов проверки на всех действующих объектах по уничтожению химического оружия, и секретариат намерен продолжать эту практику в будущем.
В целях повышения прозрачности и в рамках процесса контроля за деятельностью по уничтожению председатель и члены Исполнительного совета ОЗХО совершают визиты на объекты по уничтожению химическою оружия в тех государствах-участниках, которым предоставлены отсрочки относительно первоначального десятилетнего срока уничтожения. Российская Федерация приняла один такой визит в 2008 году на своем объекте в Щучье; визит позволил участникам осознать и лучше понять всю сложность процесса уничтожения и связанных с ним проблем, а также воочию убедиться в предпринимаемых значительных усилиях и достигнутом прогрессе. Мы рассчитываем, что второй визит представителей Исполнительного совета на объекты по уничтожению химического оружия в Российской Федерации, запланированный на 2010 год, окажется столь же успешным, как и первый.
Российская Федерация демонстрирует, как политическая воля может быть воплощена в конкретных действиях и реальных результатах. В этой связи хотелось бы поблагодарить Российскую Федерацию за ее достижения в области химической демилитаризации и призвать ее не ослаблять усилий, направленных на полное уничтожение ее запасов химического оружия в пределах продленного срока.
Жан де Глиниасти, посол Франции в России:
Глобальное партнерство против распространения оружия массового поражения и сопутствующих материалов было начато главами государств и правительств "Большой восьмерки" по случаю саммита в Кананаскисе в июне 2002 года (ГПГ8). За прошедшее с тех пор время к инициативе "Большой восьмерки" присоединились еще 14 стран и организаций. Партнерство отвечает воле международного сообщества, принимая во внимание события 11 сентября 2001 года, способствовать нераспространению оружия масового поражения, борьбе с терроризмом и повышению ядерной безопасности. Основная цель партнерства, главным получателем которого является Российская Федерация, заключается в устранении рисков, связанных с накопившимися объемами химического оружия и радиоактивных материалов путем приведения их в безопасное состояние и, по возможности, их уничтожения. Франция решила взять на себя обязательства в этом партнерстве наряду с Россией и другими своими партнерами по "Большой восьмерке".
В сфере уничтожения химоружия Франция избрала для финансирования два проекта в Щучье. В рамках многостороннего проекта Франция профинансировала закупку оборудования для первой очереди завода, пущенной в эксплуатацию в мае 2009 года (имеются в виду катализаторы для заводских фильтров, печь для дезактивации и химические реактивы). Второй проект, предполагавший создание системы экологического мониторинга объекта, был реализован в двустороннем формате между Комиссариатом по атомной энергии (которому поручено управление двусторонними проектами Глобального партнерства Группы Восьми от имени Франции), и Минпромторгом РФ. Система экологического мониторинга включает в себя одиннадцать автоматических стационарных постов контроля, три передвижных поста, шесть пробоотборочных машин для анализа воды, воздуха, снегового покрова и почвы, две аналитические лаборатории и один центр сбора и обработки результатов измерений. Своеобразие этой почти полностью автоматизированной системы в том, что она сформирована в значительной степени из французского оборудования, которое интегрировалось в систему, спроектированную российской стороной. Такая система экологического мониторинга необходима для контроля работоспособности завода, она выполняет ведущую роль для обеспечения безопасности персонала, населения и окружающей среды вокруг объекта Щучье.
Реализация этого проекта потребовала значительных усилий с обеих сторон, чтобы обеспечить соответствующие юридические рамки и рабочие методики, приемлемые для каждого из партнеров и их руководства. Успешное техническое и научное сотрудничество между российскими и французскими партнерами позволило выполнить этот сложный проект в сжатые сроки.
В настоящее время Франция продолжает выполнение в рамках ГПГ8 своих обязательств в России, сфокусировав свои усилия на проектах в области атомной энергии. В частности, проводятся работы по приведению в безопасное состояние и вывозу отработанного ядерного топлива атомных подводных лодок с территории бывшей береговой военной базы Гремиха. Это - еще одно свидетельство успешного сотрудничества между нашими странами.
Вальтер Юрген Шмид, посол Германии в России:
Правительство Федеративной Республики Германия рано осознало огромные масштабы задачи, перед которой стоит Российская Федерация в процессе уничтожения своих запасов химического оружия. Оно еще до 1992 года, т.е. задолго до вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, подписало с Россией первое межправительственное соглашение. С 2002 года Германия принимает активное участие в осуществлении инициативы государств "большой восьмерки" под названием "Глобальное партнерство". До сих пор в этих целях израсходовано свыше 300 млн евро, выделив общую сумму в объеме около 350 млн евро.
Финансовое содействие первому проекту русско-германского сотрудничества в пос. Горный Саратовской области составляло около 50 млн евро. Проект включил возведение здания с печным отделением по последнему слову техники для обезвреживания жидких и твердых отходов, сооружение установок по опорожнению цистерн и бочек, а также поставку оборудования для стационарных и мобильных лабораторий. Процесс уничтожения 1143,2 тонн иприта и люизита был завершен еще к концу 2005 года.
Около 154 млн евро министерство иностранных дел Германии вложило в строительство высокотехнологичной установки по термическому обезвреживанию отходов, включая линию по сжиганию и канализационную установку, а также комплекс опорожнения цистерн в г. Камбарка Удмуртской Республики. Объект был введен в эксплуатацию в 2006 году и до завершения работ в марте 2009 года уничтожил 6349 тонн высокотоксичного люизита.
Третий крупный проект, на осуществление которого Германия с 2007 года выделяет финансовую поддержку на общую сумму до 140 млн евро, - это строительство промышленного здания для сжигания реакционных масс и отходов уничтожения химического оружия в г. Почеп Брянской области, которое будет оснащено самым современным технологическим оборудованием. В г. Почеп находится самое крупное из семи хранилищ химического оружия, расположенных на территории Российской Федерации (7500 тонн нервно-паралитических отравляющих веществ Ви-икс, зарин и зоман, которыми начинены свыше 67 000 корпусов боеприпасов). Закладка капсулы в фундамент объекта состоялась в июне 2008 года, предварительная приемка технологического оборудования - 9 и 10 сентября 2008 года. С июля 2009 года производится монтаж установки на объекте в г. Почеп, который должен быть введен в эксплуатацию в середине 2010 года.
Россия и Германия вот уже более 15 лет сотрудничают в области уничтожения отравляющих веществ. Наше хорошее взаимодействие имеет долголетнюю традицию. Мы вместе добились отличных результатов в Горном и Камбарке, этим внесли весомый вклад в выполнение Россией своих обязательств в соответствии с Конвенцией о запрещении химического оружия: уничтожить до апреля 2007 года 20 проц. имеющихся у нее запасов. Германское участие в строительстве объекта в г. Почеп является очередной вехой в русско-германском сотрудничестве в области разоружения. Своим значимым участием в строительстве трех из семи заводов по уничтожению химического оружия Федеративная Республика Германия из всех стран "большой восьмерки" вносит существеннейший в качественном отношении вклад в поддержку Российской Федерации в деле выполнения ею своих международных обязательств в соответствии с Конвенцией о запрещении химического оружия.
Уничтожение в возможно короткие сроки целой категории оружия массового поражения является вызовом, в преодолении которого Германия принимает участие не в последнюю очередь во имя своих собственных интересов в сфере разоружения и политики безопасности. Совместно со своими российскими партнерами мы прилагаем усилия, чтобы как можно быстрее устранить опасность попадания оружия массового поражения не в те руки. Нельзя оставить Россию наедине с таким историческим наследием.
Джеймс Харрисон, заместитель директора программы помощи России секретариата по нераспространению и контролю над вооружениями министерства обороны Великобритании:
В рамках Конвенции по запрещению химического оружия (КХО) Россия обязана уничтожить запасы почти сорока тысяч тонн химических отравляющих веществ, из которых 80% - высокотоксичный нервно-паралитический газ и около 4 миллионов боеприпасов и контейнеров. Это громадная задача, требующая технического, управленческого и финансового содействия. В последние годы Россия существенно увеличила финансовый вклад в эту программу и отчетливо продемонстрировала свою заинтересованность в выполнении обязательств в соответствии с Конвенцией, включая самые последние цели по уничтожению 45% оружия категории 1 до 31 декабря 2009 года.
В первые годы после вступления в силу Конвенции по запрещению химоружия Россия искала международную помощь для выполнения своих обязательств. В июле 2000 года Великобритания объявила о своей готовности оказать такое содействие России. Первым главным шагом стало подписание двустороннего договора между Россией и Великобританией в декабре 2001 года. Исполнительная договоренность была подписана между Российским агентством по боеприпасам и министерством обороны Великобритании в июне 2002 года. По времени это совпало с саммитом "большой восьмерки" в Кананаскисе, где было объявлено о запуске программы "Глобальное партнерство". Премьер-министр Великобритании обещал, что Великобритания выделит на эту инициативу до 750 млн долларов. С этого момента помощь Великобританией России в области химического разоружения выделяется в рамках Глобального партнерства. Великобритания вкладывает средства главным образом в ядерную область, включая утилизацию подводных лодок, ядерную безопасность и переквалификацию ученых в области ОМУ в России.
Великобритания совместно с США и другими странами-донорами оказывала содействие в строительстве завода УХО в г.Щучье Курганской области. Завод в Щучье - крупный и технически сложный комплекс. Со стороны Великобритании программой руководит министерство обороны, которое, в свою очередь, выбрало генерального подрядчика - компанию "Бектел" - для практического управления проектами. В большинстве случаев российские компании являлись ответственными за производственные и строительные работы.
Отличительной особенностью программы Великобритании стал тот факт, что Великобритания выступила управляющей страной в программе содействия от лица других стран-доноров. Канада, Бельгия, Чешская Республика, Европейский союз, Финляндия, Франция, Ирландия, Нидерланды, Новая Зеландия, Инициатива по снижению ядерной угрозы (американская неправительственная организация), Норвегия и Швеция вложили средства, которыми управляла Великобритания. Всего было вложено более 80 млн фунтов, из которых Канада вложила 49 млн, Великобритания - 20 млн, другие доноры - 14 млн. Таким образом, Великобритания обеспечила участие ряда доноров в программе без необходимости подписания дополнительных двусторонних соглашений. Такая структура координации средств доноров позволила также снизить нагрузку по управлению на российское правительство. Тесное взаимодействие поддерживается между Россией и США для обеспечения эффективной координации отдельных элементов работы. Канада является ключевым партнером Великобритании в Щучье, и проекты, финансируемые Канадой, выполняются в тесном партнерстве между Великобританией и Канадой.
Практически все проекты, выполняемые Великобританией, были успешно завершены к концу 2008 года и внесли значительный вклад в начало процесса по уничтожению химоружия на заводе в Щучье в мае 2009 года. Важно отметить, что Великобритания поставила основное оборудование для первого из двух технологических корпусов, что позволило уничтожить более 800 тонн зарина к концу октября 2009 года. В настоящий момент только два элемента оборудования ожидают поставки в Щучье. Эти элементы будут монтироваться во втором технологическом корпусе.
Проекты под управлением Великобритании включали проекты по строительству гражданских вспомогательных сооружений и поставки оборудования для технологического процесса. Следующие основные проекты были выполнены Великобританией, включая финансирование другими странами:
-Обеспечение водоснабжения для завода. Финансирование Великобритании.
-Поставка и монтаж электрооборудования и сопутствующие строительные работы. Финансирование Великобритании, Бельгии, Чехии, Европейского союза, Финляндии, Ирландии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии и Швеции.
-Строительство 18-километровой железной дороги для транспортировки боеголовок из хранилища на завод. Финансирование Канады.
-Строительство и монтаж систем коммуникации для хранилища и завода по уничтожению; местная система оповещения населения в аварийных ситуациях. Финансирование Канады.
-Поставка всего главного оборудования для первого технологического здания, включая оборудование для уничтожения, с помощью которого из боеприпаса извлекается отравляющее вещество, а металлические части дренированных боеприпасов будут обеззаражены и утилизированы. Финансирование Канады, Великобритании, Франции, Нидерландов и Ирландии.
С начала строительства завода в Щучье весной 2003 года до его введения в эксплуатацию в мае 2009 года программа строительства явилась примером уникального многонационального сотрудничества. Великобритания тесно взаимодействовала с Россией и странами-донорами для содействия России выполнить свои обязательства по Конвенции. Великобритания продолжает оказывать техническую поддержку Канаде для закупки главного технологического оборудования для завода по уничтожению в Кизнере. Поскольку оборудование является фактически идентичным тому, которое было поставлено Великобританией в Щучье, такое дальнейшее сотрудничество с Канадой представляется наилучшим использованием приобретенного опыта.
Трой Люляшник, генеральный директор Программы Глобального партнерства министерства иностранных дел и торговли Канады:
На саммите, состоявшемся в Кананаскисе в 2002 году, лидерами стран "Большой восьмерки" было принято решение создать Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения. Они согласились выделить до 20 млрд долларов США на поддержку проектов сотрудничества, прежде всего в России. Поддержка уничтожения химического оружия в России является важнейшей частью Глобального партнерства. Другими приоритетными сферами являются утилизация выведенных из эксплуатации АПЛ, уничтожение расщепляющихся материалов и трудоустройство ученых, ранее работавших в оборонной промышленности. В качестве конкретного примера своей приверженности партнерству правительство Канады решило выделить до 1 млрд канадских долларов в течение 10 лет в целях поддержки данной инициативы.
Проект в г. Щучье является важной частью действий в сфере разоружения и в этой связи является приоритетом для Канады. Канада предоставила 55 млн канадских долларов на поставку важнейшего оборудования линий поточного уничтожения, чтобы удвоить производительность объекта в г. Щучье. Все оборудование было доставлено на объект, который был запущен в эксплуатацию в мае 2009 года. Кроме того, для проекта в Щучье Канада выделила 33 млн долларов на строительство 18-километровой железной дороги, которая позволяет перевозить химическое оружие из объекта хранения на объект его уничтожения. Строительство железной дороги было начато в 2006 году и завершилось в 2008 году. Кроме того, проект по коммуникациям на объекте был завершен в октябре 2007 года. Данная система коммуникаций делает возможной связь между объектами в случае аварийной ситуации, а также информирование местного населения. Проекты Канады на объекте УХО в Щучье осуществляются совместно с Великобританией. Министерство обороны Великобритании сыграло чрезвычайно важную роль в координировании финансирования для некоторых доноров на объекте.
С началом эксплуатации объекта в Щучье вторая фаза канадских проектов в сфере уничтожения химического оружия проходит на объекте уничтожения химического оружия в пос. Кизнер. Через двустороннее канадско-российское соглашение Канада осуществляет поддержку проекта в пос. Кизнер в соответствии с заявлением премьер-министра Стивена Харпера выделить 100 млн канадских долларов, сделанным на саммите стран "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге в 2006 году. Поскольку 2 миллиона боеприпасов в Кизнере виртуально идентичны боеприпасам в Щучье, Канада предоставляет идентичное оборудование для двух основных корпусов, в которых будет производиться уничтожение боеприпасов в Кизнере. Данное оборудование включает в себя поточные линии уничтожения (которые являются основой процесса расснаряжения), контактные аппараты и другое не менее важное оборудование.
До создания Глобального партнерства Канада вложила 5,35 млн долларов в строительство объекта в Щучье. В 2000 и 2001 гг. Канада выделила 350 тыс. долларов на разработку документации по проекту железной дороги на промышленном участке объекта (3,89 км), разработку и частичное строительство линий электропередачи в 10 кВ и 110 кВ, чтобы обеспечить электроэнергию на ОУХО, а также реконструкцию водосбросного сооружения на реке Чумлячка. В 2002 году Канада также предоставила 5 млн долларов Российскому агентству по боеприпасам, через которое частично проводилось финансирование (совместно с Италией) постройки 105-километрового газопровода. Проект строительства газопровода был завершен в сентябре 2003 года.
Канадско-российское сотрудничество в сфере уничтожения химического оружия показало свою высокую эффективность при поставке специализированного оборудования в Щучье. Это сотрудничество эффективно используется в настоящее время для своевременной поставки оборудования на объект в Кизнере.
Эрвин Х. Хофер, посол Швейцарской Конфедерации в России:
Швейцария добивается полной ликвидации всех видов оружия массового уничтожения в мировом масштабе. Помимо всего прочего, она является страной - участницей Конвенции о запрещении химического оружия и стремится активно содействовать реализации этого ключевого соглашения.
В 2003 году Швейцарский парламент одобрил федеральный закон о поддержке уничтожения и нераспространения химического оружия, а также выделение рамочного кредита в размере 17 млн швейцарских франков (около 11,3 млн евро) на период с 2003 по 2008 год (впоследствии по причинам бюджетного характера эта сумма была сокращена до 14,5 млн швейцарских франков, что соответствует 9,6 млн евро). Эти средства предназначались для оказания финансовой помощи России и Албании, после того как эти две страны обратились к международному сообществу за помощью в уничтожении их запасов химического оружия.
Швейцария приняла участие в финансировании проектов по созданию технической инфраструктуры на пяти из семи объектов по уничтожению химического оружия в России. На объектах в Камбарке, Марадыково, Леонидовке и Почепе средства были предоставлены на оборудование для электрических подстанций технологических комплексов по уничтожению химического оружия. В Щучье деньги были выделены на систему мониторинга за здоровьем населения и состоянием окружающей среды в прилегающих к технологическим комплексам районах. Система мониторинга состоит из лаборатории, двух оснащенных измерительной аппаратурой автомобилей и расчетного центра. Вся эта инфраструктура может быть переоборудована для использования в мирных целях после того, как уничтожение химического оружия будет завершено.
С 2003 по 2008 год Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству Федерального департамента иностранных дел Швейцарии также предоставляло ежегодные кредиты неправительственной организации "Грин кросс" на ее проекты по химическому разоружению. Целью этих проектов было, главным образом, содействие диалогу между населением, местной властью и федеральной властью или подготовка населения, проживающего вблизи предприятий по уничтожению химического оружия, к действиям в случае чрезвычайной ситуации.
Правовой основой для реализации швейцарских проектов по химическому разоружению в России стало подписанное в 2004 году рамочное соглашение. Сотрудничество между Швейцарией и Россией, сложившееся в процессе реализации данных проектов, свидетельствовало о тесных отношениях между двумя странами и способствовало их дальнейшему укреплению.
В течение 2009 года будет закончена реализация последних финансируемых Швейцарией проектов. Это наглядное свидетельство участия Швейцарии в усилиях международного сообщества в избавлении мира от химического оружия в рамках Конвенции о запрещении химического оружия. Это также служит доказательством того, что Швейцария активно поддерживает Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения, созданное странами "Большой восьмерки" в 2002 году.