Минобрнауки обсудило проблемы, связанные с обучением детей-инвалидов

Минобрнауки обсудило проблемы, связанные с обучением детей-инвалидов.

Сегодня в России существует около 2 тысяч коррекционных школ, где обучается 210 с лишним тысяч детей с различными недостатками в физическом и психическом развитии. В то же время ежегодно на дому обучается свыше 40 тысяч детей-инвалидов с приходящими педагогами. В последнее время государство активно развивает дистанционное обучение таких ребят с помощью современных информационных технологий, Интернета.

- Количество детей, которые будут учиться дистанционно в домашних условиях, за три года вырастет в десять раз - с трех тысяч в 2009 году до 30 тысяч к концу 2012 года, - рассказала директор департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Алина Левитская.

Программа развития дистанционного обучения инвалидов внесена в нацпроект "Образование" на 2009-2012 годы. Только в этом году из федерального бюджета на нее выделен 1 миллиард рублей. Дальше - больше. В предложениях министерства - с 2010 по 2012 год выделять по 2,5 миллиарда рублей ежегодно. Средства эти нужны как никогда. Ведь "дистанционка" - это и современные компьютеры, которые должны быть у каждого ребенка-инвалида, и специальные лицензионные образовательные программы, и зарплата педагогам, которые работают с такими детьми. Предполагается, что в каждом российском регионе вскоре появятся специальные центры дистанционного образования

По словам Левитской, необходимо пересмотреть и обновить перечень заболеваний, наличие которых дает детям право на домашнее обучение. Этот перечень был утвержден еще в 1980 году. Проблема в том, что понятия "ребенок-инвалид" и "ребенок с ограниченными возможностями" не всегда совпадают. Школьник, у которого, к примеру, обнаружена бронхиальная астма, может быть признан инвалидом, но при этом он может посещать школу. В списке на сегодняшний день много несоответствий, и минобрнауки совместно с минздравсоцразвития будут вносить в него изменения.

Другая сторона медали, то есть обучения детей-инвалидов - развитие инклюзивного образования, когда детей из коррекционных школ переводят в обычные. И разговор здесь куда более серьезный и сложный, чем в случае с дистанционным образованием. Дело в том, что для обучения ребенка-инвалида в обычной школе нужны Условия. Именно так - с большой буквы. И речь не только о пандусах, удобных столах, лифтах, специальных методических пособиях и учебниках. Куда большая проблема - педагоги.

- У нас не готовят студентов педвузов массово работать с инвалидами, - говорит заместитель министра образования и науки Исаак Калина. - Представьте себе ситуацию, когда в обычную школу в обычный класс приводят несколько человек из коррекционной школы. У одного ДЦП, другой слепой... А педагогов учили работать с физически здоровыми детьми.

Нет, конечно, в российских вузах есть отделения коррекционной педагогики (дефектологии): 36 высших учебных заведений готовят студентов по этой специальности. Тем же занимаются 22 ссуза. Ежегодно дипломы педагога-дефектолога получают около 5 тысяч молодых людей. Но этого мало. Тем более в большинстве мест готовят только олигофренопедагогов и логопедов. Но олигофренией и проблемами в развитии речи, увы, список проблем со здоровьем не ограничивается...

К слову, в одной из немецких инклюзивных школ на уроках обязательно присутствуют несколько взрослых: кроме, собственно, учителя - логопед, психолог, специалисты по тому недугу, детишки с которым есть в классе.

По мнению министра Андрея Фурсенко, такая деликатная проблема, как обучение детей-инвалидов в обычных школах, не должна решаться только по команде. А тем временем в некоторых российских регионах, услышав от первых лиц государства о необходимости инклюзивного образования, сломя голову кинулись закрывать коррекционные школы и переводить детей-инвалидов в обычные. Не подготовив условия, не подготовив педагогов и родителей.