Диагноз восьмиклассницы Саши Гайдамак - ДЦП. Передвигаться самостоятельно она не может, хотя обходится пока без коляски. Повсюду девочку сопровождает мама - с работы давно пришлось уволиться. Вот и сегодня они, как всегда вместе, пришли на занятия в московский центр образования "Технологии обучения". В расписании шесть уроков - музыка, рисование, французский язык, история, русский язык и информатика.
- Три дня в неделю приезжаем на уроки, остальное время Саша занимается дома у компьютера, - говорит мама. - У нее кроме основной прог раммы 30 дополнительных курсов, два иностранных языка. Она редактирует школьную газету, а скоро у дочки выйдет книжка стихов - пробный экземпляр уже есть...
В дистанционной школе сегодня занимаются около 700 ребят, которым рекомендовано надомное обучение. Но исключительно "на дому" учатся не так уж много. Большинство с удовольствием посещают очные занятия - кто-то один раз в неделю, а кто-то и три, как Саша Гайдамак.
На школьном дворе "дежурят" семь вместительных авто - для доставки детей. Маршрут составляется каждый день с учетом расписания, адресов подопечных и загруженности улиц. Диспетчер, кстати, мама одного из учеников, каждый день обзванивает десятки семей, чтобы уточнить - поедет ли ребенок на занятия?
Всем учащимся при поступлении бесплатно устанавливается комплект технического оборудования - компьютеры, веб-камеры, чтобы организовывать видео конференции, принтеры, сканеры. Выдается клавиатура. Она не всегда похожа на привычную. Ведь для многих ребят даже нажатие пальцем на клавишу - невозможная вещь. Как же тогда управлять компьютером? Директор центра образования Александр Ездов объясняет:
- Кнопку можно увеличить в 3-4 раза. Или, к примеру, сделать клавиатуру программируемой. Представьте себе панель 50 на 30 сантиметров, на которой можно выделять любые области. Клавиатура может быть на экране компьютера. А мышь рядом размером с большое блюдце. Есть мышь, на которую можно нажимать головой...
В отличие от обычной школы здесь работают не только педагоги, но и психологи, которые могут подсказать, как именно вести обучение с учетом диагноза ученика. Возьмем, к примеру, колясочников. Из-за того что они ограничены в движении и плохо владеют телом, пространственное мышление у них неразвито. А геометрия - вообще один из самых сложных предметов.
Надо сказать, особенности обучения детей с разными отклонениями в здоровье - интереснейшая тема для современных исследователей. В одной из инклюзивных школ мне рассказывали, что у детей-аутистов могут быть потрясающие способности к математике. А от учеников с синдромом Дауна успехов в изучении точных наук добиться трудно. Зато им под силу изучать иностранный язык, литературу, довольно грамотно писать.
Конечно, обучение в центре идет не такими быстрыми темпами, как в традиционной школе, - у всех индивидуальная программа. Бывает, что годовой курс растягивается на три. Некоторые даже сдают ЕГЭ, хотя закон для них допускает и традиционные экзамены. В прошлом году один из учеников сдал ЕГЭ по математике на 100 баллов. "И где он сейчас?" - интересуюсь у директора. "В МГУ, конечно!"
Вот такие выпускники у лауреата премии президента в области образования Александра Ездова. Они не могут осилить только два предмета - ОБЖ и физкультуру, эти дисциплины исключены из учебного плана. Физкультурой, впрочем, и дети, и их родители регулярно занимаются - в здании не работает лифт, спускаться и подниматься надо на особых подъемниках или на своих ногах. Никак не могут чиновники дать всю разрешительную документацию на запуск нового лифта. А здание-то пятиэтажное.
Где еще учиться маленькому инвалиду?
Сегодня у ребенка даже с самыми тяжелыми патологиями есть шансы получить качественное образование вне специализированного интерната. Прежде всего это надомное обучение, когда учителя из обычной школы приходят домой. Никаких специальных дефектологических курсов им, естественно, не читают. И, к примеру, про слабые способности колясочников к геометрии они вряд ли знают.
Второй способ - пойти в коррекционную школу. Но ездить придется каждый день, в положенный срок надо осилить программу и смириться с аттестатом вспомогательной школы. Третий - инклюзия. Она дает хорошие результаты, но опять же подходит для тех, кто может приезжать в школу ежедневно, хоть немного слышит, владеет речью. Инклюзивные школы есть во многих регионах России, но больше 2-3 учеников-инвалидов в параллель не берут.
И, конечно, по мнению многих специалистов, дистанционное образование - прекрасная замена надомному: Интернет предоставляет очень широкие возможности.
Между тем
В Пензе появилась первая группа по дистанционному обучению детей-инвалидов. В виртуальный класс зачислены 30 реальных учеников. Один из них - ученик 4-го класса Ваня Уразов. У него ДЦП. Не дожидаясь старта обучающей программы, Ваня Уразов самостоятельно осваивает мамин рабочий ноутбук. Полноценное финансирование эксперимента начнется только с нового года. Планируется, что тогда дистанционным обучением по области будет охвачено около 250 детей.