Перестройка отечественной экономики на инновационный характер невозможна без формирования рынка промышленной интеллектуальной собственности, которое осложнено тем, что в России полностью отсутствует спрос на нее.
Поэтому выделяемые государством на переоснащение экономики средства (около 1 трлн рублей ежегодно) расходуются неэффективно. По данным последней отчетности интеллектуальной собственности, созданной за счет государственного финансирования, произведено на сумму не более 5 млрд рублей.
Попытки государства изменить сложившийся порядок вещей можно охарактеризовать как "точечные" меры, поддерживающие отдельные проекты и изобретения. Но на экономическом уровне все остается по-прежнему. В промышленной сфере на мировом рынке Россия продолжает выполнять только функцию поставщика "инновационного сырья", из которого за рубежом производится товар, в 100 и 1000 раз превосходящий по своей конечной стоимости.
В сложившейся ситуации необходимо в первую очередь обеспечить спрос экономики на инновации, а уже потом ее перевод на инновационные рельсы. Спрос сформировать возможно двумя путями. Во-первых, через внедрение новых технических норм и стандартов, в том числе иностранных, и экономических стандартов для расширения возможностей развития нового инновационного предпринимательства. Этот путь активно используется развитыми странами для завоевания экономических ниш, через продвижение своих стандартов в технических регламентах и прочих формах допуска на рынок.
Но внедрение новых стандартов недостаточно, поэтому необходимо запустить специальные рыночные инструменты и механизмы развития рынка промышленной интеллектуальной собственности за счет устранения барьеров, мешающих ее развитию. Речь идет о формировании принципиально новых административных, налоговых, таможенно-тарифных норм, упрощении процедуры патентования и прочих нормативно-правовых условий приоритетного развития рынка промышленной интеллектуальной собственности. Необходимо принятие нескольких десятков законов преимущественно для корректировки действующих законодательных актов, в том числе налоговых, таможенных, бюджетных норм, развития прав на результаты интеллектуальной деятельности, развития финансовых и имущественных институтов интеллектуальной собственности.
Все это не что иное, как формирование новой экономической среды, которая требует системного подхода и соответствующей федеральной нормативно-правовой базы.
Эти меры должны привести к структурным изменениям в экономике, где индустриальные предприятия прошлого века будут замещаться новыми предприятиями с новыми владельцами. В основу их функционирования ляжет интеллектуальная собственность, доля которой в капитале будет не менее 50 процентов. Это приведет к полному обновлению класса собственника, который расширится в сотни раз. Предприятия станут компактными, эффективными и экологичными. Производительность новых предприятий в десятки и сотни раз выше, а выпуск продукции по объему не меньше выпуска продукции нынешних предприятий. Примеры таких современных предприятий уже есть, в том числе в сфере производства автомобилей и бытовой техники ведущих мировых брендов, в самолетостроении (проект "Сухой Суперджет") и других.
Благодаря рынку промышленной интеллектуальной собственности профессиональной и стратегической основой бизнеса станет интеллект, поэтому необходимая новая экономическая среда потребует изменения облика и научно-исследовательской инфраструктуры. Прикладной науке подлежит не только целиком трансформироваться в рыночную среду, но и возглавить структуру будущей российской экономики, поскольку именно новые технологии определяют инвестиционный процесс в новой экономике. Это обусловит переток капиталов из сферы непосредственного производства в сферу прикладной науки - форпост новой экономики. Структурные изменения в экономике затронут интересы нынешних крупных собственников, поэтому этот процесс выходит на политический уровень и соответственно потребует политической поддержки и консолидации. Для перехода к новой экономике нужны жесткие инструменты стратегического управления, стратегической координации общества, в том числе принятие федерального закона о стратегическом управлении.