Все больше любителей живописи на Среднем Урале готовы не просто созерцать, но и приобретать художественные произведения. И для этого в регионе существуют все условия, в том числе экономические.
Как отмечают аналитики, средняя цена, по которой местные художники могут реализовать картины, составляет 15-20 тысяч рублей. Среднестатистический покупатель - это человек, имеющий высшее образование (в 95 процентах случаев), чаще всего это женщина (более 60 процентов), как правило, предприниматель, чиновник или банковский служащий. Впрочем, в последнее время в ряды ценителей прекрасного, готовых приобрести творения современных мастеров, влилось немало врачей, юристов, преподавателей.
Лучше всего на местном арт-рынке "уходят" пейзажи (более 60 процентов), причем, как правило, с местной - уральской - тематикой. Объясняется это тем, что они легче вписываются в интерьер, их охотно покупают в подарок. Хуже продается абстракция и мелкая пластика - порядка пяти процентов в общем спектре реализуемых творений.
При этом сказать, что арт-рынок на Урале сформировался, пока нельзя - до Лондона или Парижа нам еще далеко. И все же, по мнению экспертов, он явно преодолел зачаточную, несколько аморфную стадию, в которой пребывал лет 10-15 назад.
- Ничего удивительного в этом нет. Арт-бизнес в нашей стране начал формироваться практически с нуля. В советское время картины приобретались исключительно по системе госзаказов через Союз художников, - рассказывает исполнительный директор одного из екатеринбургских открытых аукционов Игорь Аболин. - Это во многом повлияло на то, что большинство работ были идеологически обусловлены, выполнены в духе соцреализма. Мне довелось работать в закупочной комиссии министерства культуры в то время. Хорошо помню: существовал толстый каталог с четкими государственными расценками на работы по жанрам. Скажем, за лист графики определенного размера полагалась одна цена, живописи - другая. Исходя из этих "тарифов" и выплачивался гонорар художнику.
Впрочем, как отмечает Игорь Аболин, у творца была возможность продать свою работу на порядок дороже, если она уходила в государственные запасники со специализированной выставки, например, "Урал социалистический". При этом незначительная часть картин продавалась через художественный салон - своего рода специализированный комиссионный магазин, где художники могли выставлять работы. А вот любая уличная торговля своими творениями довольно жестко пресекалась и считалась едва ли не спекулятивной.
Как отмечают эксперты, прорыв произошел в начале 1990-х: тогда начали устраиваться художественные выставки, на которые порой выстраивались огромные очереди, почти как за колбасой в свое время. У художников появились "кураторы", осуществляющие коммуникативную функцию между продавцом и покупателем. Стали открываться частные галереи, заработал первый на Среднем Урале открытый аукцион. Наконец, появились люди, имеющие возможность тратить значительные средства на покупку картин.
- Несмотря на то, что в Екатеринбурге сегодня работает порядка 30 галерей, есть открытый аукцион, к тому же художники могут в любое время предложить работы через Интернет, сказать, что продавец и покупатель совершенно свободно находят друг друга и арт-бизнес приобрел развитые формы, пока нельзя, - признает Игорь Аболин. - До сих пор рынок во многом опирается на кураторов, влиятельных и богатых людей, которые решают, продвигать того или иного художника или нет. Территория Урала огромна, и даже нескольких десятков галерей для развитого арт-бизнеса недостаточно.
Лист ожидания на открытом аукционе Екатеринбурга на сегодня заполнен вплоть до сентября, и это несмотря на то, что торги проходят каждый месяц. Из 40 лотов, входящих в обязательную программу, продается более половины. Местный рекорд цены - 250 тысяч рублей, которые покупатель предложил за автопортрет Германа Метелева "Между ангелом и бесом". Впрочем, обычно картины уральских художников продаются значительно дешевле. Торги - это всегда игра. Иногда картина со стартовой ценой в один рубль уходит за 15-16 тысяч рублей. Бывает наоборот: прозорливый покупатель ни в какую не желает оценивать завышенные ожидания творца.
Но при этом стереотипный образ художника, влачащего жалкое существование, трудно обнаружить в современной действительности. По словам Игоря Аболина, немало уральских художников весьма неплохо зарабатывают на жизнь исключительно своим творчеством. По крайне мере, им не приходится подыскивать дополнительную работу. Между тем содержать мастерскую, покупать дорогостоящие краски, рамы для картин - все это сейчас недешево. Само творчество в наше время - удовольствие не для бедных.
К слову, в одном только Екатеринбурге работают более 300 членов Союза художников России. Есть творцы, которые не входят в профессиональные объединения, поскольку некогда значительная роль последних сегодня сведена к минимуму. В целом, по словам экспертов, на Среднем Урале не менее тысячи профессиональных художников. Безусловно, все они нуждаются в самореализации, в значительной степени для них важно и то, насколько востребован их труд, насколько успешно продаются картины. Ибо, если перефразировать классика, не продается только вдохновенье, но лишь редкий художник откажется продать свое творение.
Кстати
Первый аукцион в Екатеринбурге состоялся в 1724 году, а уже в 1736-м на нем впервые продавались картины, принадлежавшие копиисту Гордееву.