В реализацию проекта "Начни свое дело" в 2009 году включились 50 муниципальных образований области. Его цель - выявить людей, готовых в сложной экономической ситуации начать собственный бизнес и помочь им обрести необходимые для этого навыки. А в ряде случаев - и поддержать новичков финансово.
Как отмечает председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян, планировалось, что в проекте примут участие около пяти тысяч человек, из которых не менее пятисот в результате откроют собственное дело и триста получат гранты под свои бизнес-идеи. Итоги 2009 года оказались более впечатляющими: 6440 участников, из которых 1332 уже зарегистрировали собственные субъекты малого предпринимательства. Гранты достались 424-м бывшим "курсантам".
Тренинг проводился в три этапа. Первый направлен на выявление у участников личностных качеств, необходимых предпринимателю; второй - выбор и оценка бизнес-идеи; третий - получение начинающим бизнесменом необходимых навыков финансового планирования, информации по бухучету и налогообложению. Среди слушателей были и те, кто пришел с готовой идеей, и те, у кого она родилась в процессе обучения. После прохождения тренинга участник, сформировавший бизнес-проект, мог подать заявку на получение гранта и в случае успешной защиты проекта получить бюджетное финансирование.
Объем выданных грантов составил почти 111 миллионов рублей, около трети этой суммы пришлось на Екатеринбург. По словам Евгения Копеляна, среди профинансированных проектов не так много предприятий торговли - напротив, многие начинающие бизнесмены ориентированы на производство, в том числе сельскохозяйственное. Предложены и инновационные бизнес-идеи - например, изготовление спецпокрытия для зданий и металлоконструкций, сохраняющего свойства материалов. В целом глава комитета отмечает, что проекты бизнесменов из глубинки оказались более интересными и жизнеспособными, чем екатеринбургские. В областном центре иная бизнес-среда, с большим количеством возможностей и другим уровнем ожиданий потребителей.
Помимо этого, эксперты отметили, что в ходе тренингов проявилась растущая волна заинтересованности молодежи в создании собственного бизнеса (до кризиса основные ожидания молодых людей были чаще связаны со службой в государственных и крупных коммерческих структурах). Большинство участников не старше 35 лет, при этом женщин среди них больше, чем мужчин. Оказывается, "слабый пол" не только фонтанирует идеями, но и обладает достаточными знаниями и упорством, чтобы их реализовать.
Юлия Кузнецова получила грант в октябре - его хватило, чтобы профинансировать ее бизнес-проект на 80 процентов. Строгой комиссии понравилась идея создания в торговых комплексах детских хобби-центров, в которых родители могут на некоторое время оставлять детей. Внимание малышей будет поглощено росписью керамики, витражей, созданием картин из песка и другими полезными, развивающими занятиями. Один из центров уже открыт, для второго подбирают подходящие условия аренды.
Ольга Махнева получила грант на реализацию проекта с интригующим названием - "Центр дегустации профессий".
- Я бизнес-тренер с восьмилетним стажем, работала с персоналом крупных компаний, - рассказывает Ольга. - С этой позиции я могу оценивать обучение на тренинге "Начни свое дело". Особенно удачными и полезными оказались занятия с командой тренеров, на которых преподаватели дополняли друг друга. Идея помогать людям определиться с профессией у меня появилась задолго до участия в проекте. Проблемные ситуации, связанные с разочарованием в профессии, возникают и во время учебы в вузе, и после его окончания. С нашей помощью школьники общаются с успешными представителями разнообразных профессий, а впоследствии в режиме тренинга пробуют себя в данном деле. Взрослым предлагается тестирование и мини-тренинги, позволяющие понять, насколько их ожидания совпадают с требованиями работодателя. Цели получить прибыль перед центром пока не стоит, это скорее социально ориентированный проект.
Средний размер грантов, полученных будущими предпринимателями, - 270 тысяч рублей (максимально возможная планка - 300 тысяч, в то же время многие номинанты получали и меньшие суммы, поскольку их старт-ап требовал меньших расходов).
В качестве партнера фестиваля, на котором подвели итоги проекта "Начни свое дело" в 2009 году, выступил один из государственных банков. Начальник отдела маркетинга финансового учреждения Евгений Порывкин констатирует, что внимание банка к проекту обусловлено тем, что его основная клиентура - малый и средний бизнес, около 30 тысяч предприятий по всей области.
- Государство, помогая предпринимателям преодолеть сложности стартового периода, ускоряет развитие малого бизнеса, создает условия для начального роста, который в дальнейшем поддерживается банковским сектором, - считает эксперт.
Средства на организацию тренингов и выдачу грантов поступили из двух источников: областного бюджета (66 миллионов рублей) и федерального (103 миллиона). Сумма, которая будет выделена на продолжение проекта в 2010 году, пока не определена, но предполагается, что она не уменьшится. Не слишком изменятся и планы организаторов. На участие в тренингах уже подали заявки около 4000 человек.
Кстати, опыт Свердловской области получил положительную оценку на федеральном уровне, и одним из приоритетов поддержки малого предпринимательства в 2010 году в России станет организация краткосрочного обучения начинающих бизнесменов.