Строители и монополисты Челябинской области договариваются о тарифах на подключение к сетям

В конце 2009 года строители и монополисты не сошлись во мнении о том, какими должны стать тарифы на подключение к инженерным сетям. Придут ли стороны к консенсусу в году наступившем?

Первой пробой сил стало состоявшееся еще в прошлом году заседание комитета областного Заксобрания по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству. В ходе дискуссии обсуждалась проблема инвестиций в инженерную инфраструктуру областного центра.

В Челябинске в течение 2007-2009 годов действовали три программы развития инженерной инфраструктуры: две касаются теплоснабжения, еще одна - водоснабжения и канализации. В сумме полное исполнение всех трех программ требует 3,76 миллиарда рублей. Однако, по словам первого заместителя главы города Сергея Комякова, из этих денег от застройщиков было получено лишь 612 миллионов. Еще порядка 100 миллионов предприятия ЖКХ привлекли за счет кредитных ресурсов. При этом выплачиваемые строителями за подключение к сетям средства облагаются налогом как прибыль - в результате пятая их часть немедленно и безвозвратно уходит в федеральную казну.

Однако вместо того чтобы оправдываться, строители внесли встречное предложение.

- Застройщики вынуждены снижать цены на жилье. Чтобы сохранить коллективы и предприятия, нужно снизить его себестоимость. Поэтому наше предложение - тарифы на подключение на кризисное время снизить как минимум вдвое, - заявил президент Союза строителей Челябинска Александр Воробьев.

Кстати, по оценкам строителей, цена подключения к сетям может доходить до 10 процентов от себестоимости возводимых объектов. А ее снижение, помимо удержания на плаву отрасли, может решить задачу оживления рынка жилья в целом.

Каждая сторона конфликта, как заметил председатель комитета по строительству Юрий Карликанов, по-своему права. Некое универсальное решение, устроившее бы разом всех, в этой ситуации найти и не предполагалось. А вот поиск компромиссов (если нужно, даже с обсуждением ситуации по каждому конкретному объекту) будет вести специально созданная рабочая группа.

Насколько вообще справедливо правило, согласно которому застройщики самостоятельно проводят сети, а потом бесплатно передают их на баланс коммунального предприятия и ему же платят за подключение? Этот вопрос, как предполагается, будет снят в 2011 году на федеральном уровне. Идея внести инвестиционные расходы в тарифы для потребителей воды и топливно-энергетических ресурсов, уйдя тем самым от платы за подключение как таковой, вынашивается давно. Однако до ее претворения еще далеко.

А пока инициатива застройщиков не радует ни муниципальных чиновников, ни коммунальщиков. Тем более что городские депутаты предварительно успели одобрить изменения в инвестиционную программу развития сетей водоснабжения и водоотведения, которые предполагают увеличение платы за подключение к воде и канализации в Челябинске в текущем году на 40 процентов.

Что крайне удивляет строителей: плановые показатели по объемам ввода жилья на ближайшие три года сокращены в 1,6 раза. В 2010-2012 годах намечено присоединить к сетям водоснабжения и водоотведения 909,8 тысячи квадратных метров вместо ранее планируемых полутора миллионов. Соответственно присоединяемая нагрузка уменьшится с 20 тысяч до 0,76 тысячи кубометров в час. Спрашивается, откуда рост тарифа на подключение?

Ответ прост: число застройщиков сокращается, значит, нагрузка на остальных вырастает. Потому что иного легального пути найти деньги на строительство и модернизацию сетей водоснабжения и водоотведения попросту нет. О том, что вообще-то участки для строительства, выставляемые муниципальными властями на аукционы, должны предварительно быть инженерно подготовлены, никто уже всерьез не вспоминает. В реальности поступления в бюджет падают, а инженерную инфраструктуру в муниципальных образованиях каким-то образом необходимо развивать. И Челябинск в этом смысле всего лишь наиболее яркий пример общей ситуации.

Беда лишь в том, что "механическое" увеличение плановой суммы совершенно не гарантирует роста поступления средств. За три года действия инвестиционных программ город собрал 16 процентов от запланированного. И совершенно непонятно, каким образом этот показатель должен повыситься в 2010 году. Кто не платил - и дальше рассчитываться не станет. И увеличение тарифов, прямо скажем, к этому не стимулирует.

Ведь помимо сумм не изменилось ровным счетом ничего. Кроме, правда, положения строителей - оно уже не просто сложное, а критическое. Но пройдет несколько лет, и в таком же положении окажутся их противники: инвестиционная составляющая тарифов в Челябинской области урезается в связи с кризисом уже второй год.

Прямая речь

Егор Ковальчук, директор МУП:

- Руководствуясь в принятии тарифов социально-политической тенденцией, мы действуем в ущерб хозяйственной деятельности. Не финансируя мероприятия, направленные на перспективу, мы только углубляем проблему и откладываем ее решение. Через пять лет она встанет намного острее.