Реализация проекта строительства трубопровода между черноморским и средиземноморским портами Турции Самсун - Джейхан будет продолжена в этом году. Об этом заявили на днях вице-премьер РФ Игорь Сечин и турецкий премьер Р.Т. Эрдоган. По словам Сечина, доля российской стороны в проекте и его инвестиционная стоимость пока уточняются.
Протяженность трубопровода - свыше 400 км, пропускная способность - минимум 15 млн тонн в год. Ввести в действие эту артерию намечено не позже 2011 года. По ней планируется перекачивать не только российскую, но, в перспективе, и среднеазиатскую нефть.
Дело в том, что с конца 1990-х Турция ограничивает танкерное судоходство в Босфоре - Дарданеллах по эколого-географическим причинам, хотя именно этот маршрут соединяет Черноморский бассейн со Средиземноморьем и Суэцким каналом по кратчайшему пути. По этому маршруту вывозилось до трети объема советской, затем российской нефти, предназначенной на экспорт. В то же самое время на полную мощность с 2007 года работает "транстурецкий" трубопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум - Джейхан (действующий с 2004 года). Эти факторы снижают конкуренто способность российского нефтеэкспорта в Восточное Средиземноморье и соответственно цены на российское нефтесырье в этом регионе. Поэтому в руководстве РФ в 2003 году было решено вернуться к проекту Самсун - Джейхан, впервые подготовленному еще в начале 1970-х гг. советско-турецкой рабочей группой.
Как нам разъяснили в "Транснефти", в октябре 2009 года премьер-министр Турции Р.Т. Эрдоган в ходе видеоконференции с премьер-министрами России и Италии Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони упомянул о создании нефтепровода Самсун - Джейхан с участием российских, итальянских и казахстанских компаний. Реализация этого проекта началась в 2007 году. Этот трубо провод разгрузит проливы Босфор - Дарданеллы, где ситуация с растущими объемами танкерной нефти, по мнению местных аналитиков, катастрофична.