В столице появились маршрутки, в которых льготники могут ездить бесплатно

По городу начали курсировать маршрутки, в которых можно ездить по социальным картам москвича.

Перед новым годом "Мосгор транс" на бюджетные средства приобрел 100 микроавтобусов "Фиат" российской сборки. Их передали четырем городским автобусным паркам - N 1, 3, 10 и 16. Там машины обкатали и выпустили на маршруты.

Чем они отличаются от коммерческих машин, смогут ли конкурировать с ними? Корреспондент "РГ" стал пассажиром новенького бело-зеленого автобуса.

Водитель денег не берет

...Платформа "Лось" Ярославского направления. Густонаселенная столичная окраина. Рядом с платформой - стоят "ЛиАЗы". Между ними суетятся маршруточные "Мерседесы", "Газели" и "Пежо". Так где же обещанные "государственные" "Фиаты"? Спрашиваю у частного перевозчика, есть ли смысл их ждать. "Мосгор трансовская" сейчас придет", - в голосе водителя из коммерческой компании послышалась даже обида. Понятно: конкурентов мало кто любит.

И правда: к платформе подъехал бело-зеленый "Фиат" - это фирменный цвет "Мосгортранса", в него выкрашены все городские автобусы.

Поехали. Водитель 3-го автобусного парка Владимир Русаков предельно вежлив с пассажирами. Тем, кто протягивает ему рубли, терпеливо объясняет: "Это не коммерческая маршрутка. Работаем как все автобусы "Мосгортранса". Если у вас есть проездной билетик, пропустите через валидатор, если нет, я могу вам продать, но его также нужно будет прокомпостировать".

Однако молодая девушка никак не может понять: "Я только сейчас ехала в точно такой же маршрутке, отдала водителю 25 рублей. Да и где тут пробить билет?" Она сидит на переднем сиденье, рядом с Владимиром, и недоуменно оглядывается.

"Конструкция машин, конечно, не очень продуманная, - делится он с корреспондентом "РГ". - Валидатор установили в салоне, при входе. А два человека, которые садятся рядом со мной, вынуждены обращаться к другим пассажирам, чтобы им пробили талончик. Впереди для компостера просто нет места".

Такое неудобство раздражает пассажиров и отвлекает водителя на ненужные разговоры. "Еще нужны дополнительные поручни в салон, - добавляет Владимир. - Машина рассчитана всего на 18 пассажиров, а в часы пик, особенно утром, когда все спешат на работу, люди готовы ехать в любой давке. Объясняем, нам не разрешено перевозить стоящих пассажиров, но ведь силой не будешь выгонять их из автобуса". В общем, конструкция требует усовершенствования - тогда и качество обслуживания будет лучше.

Зато двери в "Фиатах" автоматические, что удобно: самим пассажирам не надо их открывать и закрывать, как в "Газелях". Но главное преимущество бело-зеленых маршруток перед большими автобусами - их маневренность и скорость. От платформы "Лось" до станции метро "Отрадное" мы добрались за полчаса. И это при том, что путь не близкий: обычный автобус доезжает минимум за 50 минут.

Обгонят?

По словам водителей, многие горожане еще не знают, что в новых микроавтобусах можно ездить по социальным картам москвича. "Прошло еще слишком мало

времени, машины только обкатываются, - подчеркнули "РГ" в службе эксплуатации 16-го автопарка. - Изучаем пассажиропоток. Направляем машины туда, где требуется усиление".

Кстати, руководители коммерческих автотранспортных предприятий, занимающихся перевозками, первоначально встретили инициативу "Мосгортранса" запустить собственные маршрутки в штыки. Государственного перевозчика обвиняли в монополизации рынка. Сейчас страсти улеглись. Потому что пока перевес на стороне "частников". У них 5,5 тысячи машин, которые ежедневно выходят на столичные улицы, а у "Мосгортранса" - пока 100. Но государственный перевозчик не собирается останавливаться на достигнутом.

Стоимость поездки

В муниципальных маршрутках расплачиваются билетами "Мосгортранса". Их можно приобрести либо в специализированных киосках (талон на одну поездку стоит 24 рубля), либо у водителя (за 28 рублей). Здесь действуют все виды проездных билетов и все виды льгот. Одним словом, все как в привычных автобусах.

Кстати, в микроавтобусах "Мосгортранса" действуют не только льготы на проезд, но в них работают и контролеры. Так что если человек намерен прокатиться в государственной "маршрутке" зайцем (валидаторы в машинах установлены, а турникета нет), он всегда должен быть готов, что его попросят: "Гражданин, предъявите ваш билетик!"

А на днях ряд столичных коммерческих перевозчиков решили пока не повышать стоимость проезда, которое обычно происходит в начале года. По словам представителя ООО "Автолайн", вопрос о повышении тарифов в настоящее время не рассматривается. В компании ожидают, что за счет увеличения стоимости проезда в городском транспорте многие пассажиры пересядут в маршрутки. Компании ООО "Орбита 21 век" и "Гудвиль" также дер жат прошлогодние цены. Здоровая конкуренция!

"Маршрутки" не без гастарбайтеров

С 1 января 2010 года в Москве не выдаются разрешения на работу водителям-иностранцам. Однако касается это только тех людей, которые претендуют на перевозки пассажиров на коммерческих маршрутных средствах. В то же время государственный перевозчик - ГУП "Мосгортранс" - квоту на привлечение к работе мигрантов получил. Правда, в несколько урезанном варианте. "Мосгортранс" просил 12 тысяч, а получил разрешение на 7 тысяч человек. "Кадры, наверное, один из самых больных вопросов в работе наземного городского пассажирского транспорта, - говорит руководитель ГУП "Мосгортранс" Петр Иванов. - Непросто привлечь людей на такой режим работы".

маршруты "Мосгортранса"

Северо-Восточный округ

- Маршрут N 124 - микрорайон 4-Д Отрадного - ст. "Лосиноостровская"

- Маршрут N 605 - Юрловский проезд - платформа "Лось"

Начало движения - 6.00, окончание - 22.00

Юго-Западный округ

- Маршрут N 661 - от улицы Новаторов до станции метро "Университет"

- Маршрут N 224 - от станции метро "Каховская" до Ленинского проспекта

- Маршрут N 616 - от станции метро "Новые Черемушки" до станции метро "Проспект Вернадского"

Начало движения - 7.05, окончание - 23.00

Южный округ

- Маршрут N 298 - от станции метро "Красногвардейская" до станции метро "Нагатинская"

- Маршрут N 719 - от станции метро "Красногвардейская" до станции метро "Домодедовская"

- Маршрут N 755 - от станции метро "Красногвардейская" до станции метро "Красногвардейская" (кольцо, по часовой стрелке)

- Маршрут N 790 - от станции метро "Красногвардейская" до станции метро "Красногвардейская" (кольцо, против часовой стрелки)

Начало движения - 6.00, окончание - 20.00

Компетентно

Александр Карпов, руководитель пресс-службы "Мосгортранса":

- В ближайшее время город закупит еще 100 "Фиатов". Эксперимент будет расширен. Часть микроавтобусов будем выпускать в часы пик в помощь большим автобусам. Остальные заменят крупногабаритный транспорт в межпиковое время. Зачем гонять большие автобусы, когда мало пассажиров?

"Горячая линия" "Мосгортранса": тел. (495) 953-00-61.