Каннский фестиваль выбрал председателя главного жюри для своего нового марафона, который пройдет в мае. Им стал американский режиссер Тим Бертон.
При одном этом слове сердце киномана начинает биться учащенней - в ожидании нового пира визуальной фантазии, парадоксальных образов, невероятных, но очевидных открытий в нашей душе, или подкорке, или в способе жить: "сказка - ложь, да в ней намек".
Начав как аниматор (и никогда потом не расставаясь с этой профессией), Бертон снял такие разножанровые, эксцентрические, культовые и почти всегда новаторские фильмы, как "Эдвард руки-ножницы", "Жучиный сок", фантастический комикс "Марс атакует", готический ужастик "Сонная лощина", черно-белый пародийный байопик "Эд Вуд", фантазийная притча "Крупная рыба", мюзикл "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит", анимационный ужастик "Труп невесты", детскую сказку "Чарли и шоколадная фабрика"… Еще до начала Каннского фестиваля мы увидим новую картину Бертона "Алиса в Стране чудес" с Джонни Деппом, которого открыл именно Бертон, откопав его в сомнительной среде "рокеров с наркотическим уклоном". И сделал одной из первых звезд мирового кино.
Тиму Бертону 51 год. В 1997 году он уже был членом жюри Каннского фестиваля. Теперь его пригласили возглавить главное жюри. К чему бы это?
Напомню, что Каннский фестиваль позиционирует себя как смотр кино главным образом эстетского, артхаусного, открывающего новые перспективы для кинематографа. Здесь побеждали фильмы, которые чаще всего не имели шансов стать фирменным блюдом массовых экранов. Возможно, поэтому картины Бертона, за исключением "Эда Вуда", никогда не участвовали в здешнем конкурсе. Хотя именно Бертон относится к тем редчайшим режиссерам мирового кино, которые вызывают интерес во всех зрительских слоях: Бертона любят и в большинстве случаев признают и высоколобые ценители, и поклонники мейнстрима. Причина одна: оригинальность, даже уникальность его таланта, его манеры.
Обычно выбор такой ключевой фигуры, как председатель жюри, в какой-то степени позволяет предугадать систему предпочтений очередного Каннского фестиваля. Присутствие Бертона - это уже почти гарантия того, что конкурс будет как минимум ярким. Разножанровым. Принимающим во внимание тот бесспорный факт, что теперь не только "артхаус" питает новыми идеями массовое кино, но идет и обратный процесс: массовое кино заставляет считаться с собой адептов кино авторского.
Потому что Тим Бертон - редчайший пример того, как массовое кино может быть авторское, а авторское - массовым.
Будут ли иметь шансы на этом фестивале "просто драмы", психологические штудии, патриотические военные эпопеи и прочие "сонные лощины" - этот вопрос зависит от широты взглядов самого Бертона. Вполне возможно, что главным критерием конкурса станет умение автора быть немного, но гениально безумным.