Застрявшие за границей туристы не получат компенсации от туроператоров

Российские туристы, которые были блокированы селевыми потоками по дороге в Шарм-эль-Шейх и вынуждены пережидать непогоду в Каире, теперь требуют продления тура, а те, кто только собирался в Египет, хотят отказаться от поездки и просят вернуть деньги за путевки. Справедливы ли требования путешественников и можно ли застраховаться от подобных неприятностей? Об этом "РБГ" беседует с вице-президентом Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимиром Канторовичем.

- Владимир Данилович, могут ли рассчитывать туристы, застрявшие в Каире, на какую-либо компенсацию, в том числе по страховому полису?

- По поводу произошедшего наводнения за компенсацией они могут обратиться к силам природы или к Господу Богу, что кому ближе. Что касается страхового полиса, то по нему туристы могут рассчитывать на оплату медицинских услуг в пределах страховой суммы независимо от того, заболели они вследствие наводнения или по другой причине. Конечно, в подобных случаях, связанных со стихийными бедствиями, все расходы, которые необходимы на размещение туристов, транспортировку или перелет, берут на себя власти, туроператоры, авиакомпании. Туристы ни за что не платят.

- То есть страховой полис не гарантирует возврат денег в случае наводнения или задержки в аэропорту, как это случилось с нашими туристами, которые не могли вылететь из Франции в новогодние праздники?

- В любой европейской стране турист, выезжая за рубеж, обязан иметь страховой полис. Причем он предусматривает не только гарантию медицинской помощи, а покрывает практически все случаи, которые могут произойти с туристом во время путешествия. Например, если человек заболел во время отдыха и пожелал вернуться домой, то страховая компания вернет ему часть денег за оставшиеся дни отдыха. По нашему же закону страхование туристов в обязательном порядке предусмотрено лишь в том случае, если "законодательством страны временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи". То есть медицинскую страховку требуют те страны, для поездки в которые надо оформлять визу. Причем и эта страховка больше формальная: если случится что-то серьезное, то 20-30 тысяч евро просто не хватит, чтобы туриста вылечить и оказать другие необходимые услуги. Туристы же, которые отправляются в страну, не требующую обязательной страховки (а это, как правило, безвизовые массовые страны), покупать или не покупать полис, решают сами. При этом многие туристы, которые покупают страховой полис, даже не читают, что в нем написано, какие случаи собственно покрывает страховка.

- Стоит ли вводить обязательное страхование туристов независимо от требований принимающей стороны?

- Сегодня у нас в стране очень низкая страховая культура, поэтому я считаю, что обязательное страхование туристов вводить необходимо - это вопрос безопасности людей, их жизни и здоровья.

- Какие еще изменения в законодательстве, по вашему мнению, нужны, чтобы обеспечить туристам качественный отдых?

- Законодательная база сейчас уже в существенной степени отвечает требованиям времени. Надо дать возможность турбизнесу поработать в стабильном правовом поле и наработать правоприменительную практику. Конечно, для развития внутреннего и въездного туризма не помешали бы налоговые льготы, но в реальность таких изменений в законодательстве мне не очень верится. Думаю, что единственный оставшийся нерешенным серьезный вопрос- это введение обязательного страхования туристов, выезжающих за рубеж.

- Как вы оцениваете "туристические" итоги прошедшего года?

- Главный итог прошедшего года для туристической отрасли такой: несмотря на финансовый кризис, она устояла. Спрос на выездной туризм в начале года упал на 25-30%, но уже к августу он стал стабилизироваться, а к концу третьего квартала снижение турпотока сократилось до 18%. Окончательных итогов года пока нет, но, думаю, эта цифра еще уменьшится. Если обратиться к тем данным, которые мы получили от операторов, то можно сказать, что падение турпотока, которое наблюдалось с конца 2008 года по осень 2009-го, преодолено.

- А что показали новогодние каникулы?

- В минувшие новогодние праздники поток россиян, желающих отдохнуть за рубежом, не только не уменьшился, а даже увеличился. Причем особенность нынешних зимних каникул в том, что произошло рассредоточение по дате выезда. Если раньше все стремились вылетать в конце декабря или начале января, то в этом году туристический спрос распределился равномерно в течение зимнего сезона. Россияне старались уехать не в новогодние праздники, а сразу после каникул, так как цены на туры в этот период снижаются. Также почти не было "лишних" самолетов и гораздо меньше "горящих" путевок. В то же время надо отметить неровный спрос по ряду европейских направлений. В декабре французским посольством в Москве выдано более 24 тысячи виз, что на 23% меньше, чем в декабре 2008 года. В ноябре прошлого года виз было выдано на 18% меньше по сравнению с предыдущим годом. Но надо сказать, что не только россияне, но и туристы из других стран в этом году меньше посещали Францию, это можно объяснить общим снижением интереса к стране. Туристический поток в Австрию остался на уровне прошлого года, а в Швейцарии немного вырос. Что же касается пляжных направлений, в этом году спрос на новогодний Таиланд вырос на 50-80%, на Доминикану - на 30%, на Гоа - на 15-20%, а на Египет - на 5-10%.

- В начале прошлого года в связи с кризисом некоторые эксперты предрекали волну банкротств среди туроператорских компаний, но этого не произошло. Все опасения позади?

- Да, мы опасались и даже предрекали большое количество банкротств, но этого не случилось. Известны лишь единичные случаи, всего два-три. Хотя сегодня многие компании испытывают серьезные финансовые трудности. При этом регулярно открываются новые фирмы и фирмочки, и сегодня на российском рынке работают 3980 операторов. И если нас не накроет вторая волна кризиса, то в этом году начнется рост в туристической отрасли.

- Ваши прогнозы на новый туристический сезон. Какие направления будут пользоваться популярностью?

- Думаю, что никаких серьезных изменений в географии путешествий не произойдет. Массовый туризм определяется такими простыми вещами, как географическая удаленность от места проживания туриста, климат, развитость инфраструктуры. Поэтому перемещение массовых потоков из Турции, скажем в Бразилию, вряд ли возможно. Хотя в туризме не последнюю роль играет мода, но и она влияет на колебания между теми или иными направлениями, более-менее равнозначными относительно перечисленных характеристик. Например, в этом году российские чиновники проигнорировали Куршевель и предпочли ему австрийские горнолыжные курорты. Можно сказать, что в этом горнолыжном сезоне популярна Австрия.