Российский авторынок планирует сбыть населению полтора миллиона легковых машин
Полтора миллиона легковых автомобилей может "сбыть" населению в этом году российский авторынок.
Такой более чем осторожный прогноз озвучили вчера на "круглом столе" представители аналитической компании АСМ-холдинг. При этом эксперты оговаривают, что прогноз предполагает успешное оказание господдержки российскому автопрому.
Подъем производства в 2010 году обгонит рост продаж - "склады расчищены, рынок наполовину пуст", - заявил вчера замдиректора холдинга Александр Ковригин. Напомним, что это уже четвертый прогноз, обнародованный за последнюю неделю. Агентство PricewaterhouseCoopers (PWC) и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) уверены, что продажи авто в России в этом году могут как упасть на 7 процентов, так и вырасти на 15 процентов, то есть предполагают наличие довольно внушительной "вилки", благодаря которой можно продать от 1,3 до 1,6 миллиона машин. Аналитики из "Автостата" настроены более оптимистично. По их расчетам, продажи автомобилей составят от 1,5 до 1,7 миллиона единиц. Как вчера сказал корреспонденту "РГ" директор агентства Сергей Целиков, основанием для роста будет несколько факторов. Во-первых, с марта заработает федеральная программа утилизации старых машин, которая даст прирост продаж в 200 тысяч авто. Во-вторых, еще не менее 120 тысяч авто удастся продать с помощью продления программы льготных кредитов на покупку гражданами машин. По мнению Целикова, программа активно "пошла в народ", люди ее понимают. Третий фактор - отложенный спрос. Даже имея деньги, многие откладывали покупки до лучших времен. В этом году, по мнению Целикова, экономика стабилизируется, люди начнут покупать, что может дать авторынку еще 150 тысяч проданных машин.
Что касается программы утилизации, то у нее пока, по мнению Целикова, много уязвимых мест. Во-первых, разного рода нестыковки, которые могут касаться оформления старых машин. "К примеру, автомобиль, который владелец захочет сдать, куплен по генеральной доверенности, означает ли это табу для дилеров, непонятно", - говорит Целиков. Проблемой, по его словам, станет и доставка утиля в места его переработки. Эксперт опасается, что затраты на транспортировку хлама к местам последнего приюта - а это 12 заводов, расположенные в основном в Подмосковье и в центральной части страны - не впишутся в ту сумму 1 миллиард рублей, которую выделило правительство дилерам.
Справка "РГ"
По данным АСМ-холдинга, импорт новых автомобилей в 2010 году в Россию составит 24 тысячи штук (2009 год - 20,3 тыс.). Импорт подержанных машин останется на уровне 2009 года (16 тыс.). При этом выпуск легковых авто увеличится до 800 тысяч машин (рост 34 процента), в том числе: отечественных автомобилей - до 450 тысяч штук
(42 процента), российских иномарок - до 350 тысяч штук (25 процентов), грузовиков - до 100 тысяч штук (9,4 процента), автобусов - 39 тысяч (10,5 процента).