В Нижнем Новгороде опробовали программу по утилизации автомобилей

Федеральная программа по льготной утилизации автомобилей только готовится к старту, а в Нижегородской области местная программа уже действует полгода. И направлена она исключительно на стимулирование спроса на продукцию ГАЗа.

Условия утилизации федеральные и нижегородские примерно одинаковы. Документ распространяется на автомобили, выпущенные до 1 января 2003 года (по федеральной программе возраст авто должен быть не менее 10 лет) в любой стране мира. Обладатель подержанной машины вправе обменять ее на новую, произведенную в регионе. Причем новый автомобиль может быть приобретен только у официальных дилеров заводов-изготовителей, находящихся в регионе. Во-вторых, размер компенсационной выплаты при обмене составляет 10 процентов от стоимости авто на момент заключения договора, но не более 50 тысяч рублей. Никаких ограничений, связанных с комплектацией старого автомобиля или сроком владения им последним хозяином, нет.

Однако на конец 2009 года участие в программе смогли реально принять лишь 80 человек, которые получили более 3,6 миллиона рублей компенсации. Одна из причин - возможность покупки автомобилей только местного производства. Тем не менее количество заявок растет.

Сейчас в правительстве области обсуждается вопрос, как будут соотноситься между собой региональная и федеральная программы. Главное их отличие в том, что первый документ предоставляет право решать судьбу автохлама дилерам. По федеральной программе старое авто обязательно должно быть утилизировано.

К слову, именно здесь эксперты видят поле, на котором смогут развернуться мошенники и нечистые на руку дилеры. В той же Германии, которая первая стала выплачивать утилизационные премии, дилеры старались продать старые авто в страны Восточной Европы, вместо того чтобы отправлять их на свалку. Другой вариант заработка для дилеров - разбирать авто на запчасти, а в утиль сдавать лишь непригодные для продажи детали. Нижегородцы решили эту проблему по-своему.

- Через наш автосалон жители региона обменяли около 50 автомобилей. При этом, когда человек приходит к нам со своим старым автомобилем, возможны два варианта развития событий, - заявил корреспонденту "РГ" руководитель кредитного отдела одного из дилерских центров Сергей Чичилов. - Первый - если машина на ходу и может быть продана на вторичном рынке, автосалон выкупает ее по традиционной схеме trade-in. Сумма, которую человек выручит за старый автомобиль, может стать, например, первоначальным взносом за новую машину.

Второй вариант - когда старый автомобиль годится только на металлолом. В таком случае мы его принимаем и по договору передаем утилизирующей организации. Естественно, расходы на его транспортировку ложатся на плечи покупателя. Кстати, в хит-параде автохлама в последнее время лидирует "Москвич-412".

"Представители дилерских центров отмечают, что разбирать старые машины на запчасти в нынешних условиях им просто невыгодно", - заявил "РГ" представитель одного из автосалонов.

Впрочем, даже если автосалоны при участии в региональной программе займут другую позицию, местные власти не станут им препятствовать. "Для нас главное, чтобы человек купил новый автомобиль, произведенный в регионе", - сообщили "РГ" в правительстве области.

комментарий

Николай Сатаев, министр промышленности и инноваций Нижегородской области:

- Сейчас мы дорабатываем региональную программу. С одной стороны, хотим приблизить ее к федеральной, а с другой - сделать более удобной для потребителя. Например, по нынешним нормам человек должен сначала купить автомобиль и только потом может получить за него компенсацию. В будущем мы хотим избавить покупателя от лишней бумажной волокиты и сделать так, чтобы он сразу покупал автомобиль со скидкой, а компенсация будет перечисляться дилеру напрямую. Возможно, будет увеличена сумма компенсации. Сейчас ее максимальный размер составляет 50 тысяч рублей, но вычитается НДФЛ, и на руки человек получает не более 43,5 тысячи.

Что касается федеральной программы, то в данный момент мы обсуждаем ее с автодилерами, утилизирующими организациями, представителями ГИБДД - предстоит отработать массу моментов, и пока не поздно - внести какие-то поправки и предложения в правительство РФ. Смущает, что в ней никак не прописана роль субъектов Федерации. И утилизирующие компании, и дилеры должны подавать свои заявки на участие в программе напрямую в Москву, контроль за ними тоже будут вести федеральные ведомства. Нам кажется, координирующую роль на местах было бы правильнее передать региональным властям, нам легче следить за тем, чтобы все выполнялось как надо. Эти предложения мы направим в минпромторг.