Американец Бобби Макферрин, известный широкой аудитории хотя бы по мировому хиту "Don t Worry, Be Happy", показал в Московском Международном доме музыки неожиданную премьеру. В основе его "Боббла" оказалась библейская история Вавилонской башни, а в постановке поучаствовали Пелагея, Нино Катамадзе и другие культовые исполнители.
То, что столичной публике предстоит необычайное художественное переживание, стало ясно уже на пресс-конференции, состоявшейся за три дня до концерта. В спектакле планировалось участие 17 певцов из разных стран, исполнителей в самых разных вокальных стилях - от горлового пения до оперного вокала, от битбоксинга (звукоимитации) до джазового скэта. Если иностранные участники были голосисты, но малоизвестны, то с российской стороны должны были петь звезды. Причем "звезды" не в том смысле, который вкладывает в это слово шоу-бизнес, а настоящие, талантливейшие артисты - Андрей Монгуш (Республика Тыва), Гая Арутюнян (Венгрия - группа "Дети Пикассо"), Нино Катамадзе (Грузия), Пелагея, Христина Кузнецова (Zventa Sventana).
Слова, сказанные до спектакля, оправдались не полностью. Сюжет, на уровне борьбы идей, просматривался явственно - от начального "золотого века", через эгоизм, разобщение, низменность и пошлость шоу-бизнеса, хаос (17 певцов, стоящих у рампы и, создавая образ дисгармонии, кто во что горазд вопящих в зал, - одно из сильнейших впечатлений от спектакля). Затем - поиск своего языка, обретение индивидуальности, единение в творчестве и финальный ритуальный восторг. Большинство вокальных партий были не просто прописаны, а совершенно очевидно наоборот - наиболее показательны, даже хитовы для каждого артиста и от настоящей импровизации далекие. Но Бобби, выступивший в образе творца-демиурга, оказался явно выше слов, концепций и объяснений. Как, впрочем, и сверхзадача его оперы - по-американски понятная, "простая" философия, одновременно жизненная и религиозная, хотя от трагедийности вавилонского столпотворения все же далекая.
Вокалисты для шоу подбирались путем кастинга, а затем три дня с маэстро проводили специальный семинар-репетицию. Молодежь "оттягивалась" на сцене вовсю. Причем распределение ролей было далеко не очевидным. Например, поданная на сайте Макферрина, как одна из главных звезд постановки, Мария Собянина из группы Jazzator получила немного времени для демонстрации своего таланта. Не стала лидером российской "фракции" и Пелагея - большую часть времени на виду была феноменальная Христина Кузнецова.
Все, что делает Бобби, находится на какой-то неуловимой грани гениальности - удовольствие доставляя чрезвычайное. Он не углубляется в анализ личностей и поиски "виноватых" - поэтому объединяющим всех финальным номером оперы оказывается кружащаяся, извивающаяся, бесконечно повторяющаяся этническая попевка, на которую мастер накладывает резкие точные мазки импровизаций, словно возвращая слушателей к прамузыке, природе и естественности - на уровне танца вокруг костра.
Представление действительно было уникальным - ведь состав певцов "Боббл" каждый раз меняется. Запись концерта не производилась, и он останется как акт настоящего искусства только в памяти москвичей. Как обыкновенное, простое чудо, действительно способное объединить всех людей на планете. Если они, конечно, согласятся петь вместе с Макферрином.