Вчера целый день приходила противоречивая информация о начале летных испытаний нового комплекса для фронтовой авиации.
Перспективную машину еще называют самолетом пятого поколения, а в проектной документации она значится как изделие Т-50. Новый многофункциональный комплекс для фронтовой авиации разрабатывают с начала 90-х годов прошлого столетия. Головной исполнитель заказа - фирма "Сухого". Двигатель делали в научно-производственном объединении "Сатурн", а финишной сборкой самолета занимается завод в Комсомольске-на-Амуре. На аэродроме дальневосточного предприятия в декабре прошлого года "пятерка" впервые прокатилась по взлетно-посадочной полосе. Отсюда она вчера должна была впервые подняться в небо.
Начало летных испытаний Т-50 неоднократно переносили. Сначала речь шла о 2008 годе, потом - о конце 2009-го, наконец - о начале нынешнего года. В конце концов руководители "Сухого" и военные стали ограничиваться туманной фразой типа: "Торопиться с полетами нет необходимости. Самолет поднимется в воздух, когда будет готов". В авиационных кругах поговаривали, что задержка главным образом связана с доводкой принципиально новой системы автоматического управления двигателем.
В середине прошлой недели на подмосковном аэродроме в Жуковском ее проверили на летающей лаборатории Су-27М. Пресс-служба "Сатурна" тогда сообщила, что 45-минутный полет прошел успешно, замечаний по работе двигателя нет. Получено заключение на первый вылет самолета пятого поколения. Иными словами, препятствий к испытательным полетам перспективного авиакомплекса вроде бы не осталось. И, по словам начальника службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил Сергея Байнетова, команду на старт ему должны были дать в минувший четверг. Однако она так и не прозвучала.
По одной из версий, испытания "пятерки" отложили всего на день - из-за плохих метеоусловий в Комсомольске-на-Амуре. Сообщалось, что, если погода там наладится, первый испытательный полет Т-50 организуют уже в пятницу, то есть сегодня. Чтобы проверить эту информацию, корреспондент "РГ" позвонил начальнику пресс-службы "Сухого" Сергею Мещерякову.
- Я такими данными не располагаю. Поэтому опровергнуть или подтвердить это сообщение не готов, - ответил он.
Ничего конкретного о начале летных испытаний "пятерки" не могли сказать в Объединенной авиастроительной корпорации и Главном штабе ВВС. Неинформированность этих структур в принципе понять можно. За реализацию масштабного проекта они напрямую не отвечают. А вот отсутствие данных у головного разработчика самолета, мягко говоря, вызывает недоумение.
Впрочем, все может встать на свои места уже сегодня. Если, конечно, машина действительно готова к испытаниям и в дело вновь не вмешается погода.
Досье "РГ"
Многофункциональность позволит "пятерке" поражать наземные и воздушные цели в любую погоду, днем и ночью. Самолет обладает сверхманевренностью, "малой заметностью" в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Он сможет взлетать и садиться на полосу длиной всего 300-400 метров, а также совершать длительные полеты на сверхзвуковых скоростях с многократной дозаправкой в воздухе.