Перспективный комплекс фронтовой авиации наконец-то поднялся в небо. Это долгожданное событие произошло на аэродроме завода компании "Сухой" в Комсомольске-на-Амуре.
Самолет пятого поколения в течение 47 минут пилотировал заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. Он проверил устойчивость и управляемость машины в воздухе, дважды имитировал посадку с выпуском и уборкой шасси. За испытанием комплекса, который в проектной документации значится как изделие Т-50, внимательно следили не только с земли, но и в небе - с самолета сопровождения. Работу бортовых систем и механизмов фиксировали бортовые средства объективного контроля. Они помогут специалистам до мельчайших подробностей проанализировать поведение "пятерки" в воздухе и при необходимости что-то изменить в конструкции.
Начало летных испытаний самолета, конечно, большое событие. Но до его массового производства еще далеко. По словам заместителя министра обороны Владимира Поповкина, на вооружение ВВС перспективный авиакомплекс начнет поступать не раньше 2015 года. "Сырая" машина, будь она хоть трижды расхвалена конструкторами, армии не нужна. И военные готовы терпеливо ждать, когда ее доведут до кондиции в подмосковном ЛИИ имени Громова и в Государственном летно-испытательном центре минобороны в Ахтубинске. В Т-50 заложено так много новинок, что обычные сроки летно-испытательной программы - как правило, она рассчитана на два года - тут не подходят. Приводить "пятерку" к нормальному бою придется гораздо дольше.
Почему эту машину специалисты относят к самолету пятого поколения? Когда-то градацию авиатехники связывали с установленным на ней двигателем. Поршневой движок заменяли турбовинтовым, тот - газотурбинным, и так далее. Соответственно говорили о появлении нового поколения самолетов. Сейчас подход совершенно иной. Во внимание берется множество показателей, в том числе конструкция планера и силовой установки, возможности бортовой аппаратуры, автоматизация процессов в полете, боевая эффективность. Что-то мудрить с фюзеляжем или, скажем, устанавливать на "пятерку" крылья обратной стреловидности в "Сухом" не захотели. Внешний облик Т-50 здорово напоминает классические формы Су-27 - та же "вздернутая" кабина пилота, те же два киля в хвосте.
Главные сюрпризы таятся в новых композиционных материалах, из которых сделали машину (применялись даже нанотехнологии), и в мудреной начинке самолета. Он оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию "электронного пилота", и современной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на пилота, дает ему возможность сосредоточиться на выполнении тактической задачи. С помощью уникального бортового оборудования летчик может в режиме реального времени обмениваться данными не только с командным пунктом, но и с коллегами по авиагруппе. Аэродинамическая компоновка машины, покрытый по технологии "стелс" планер, устройство охлаждения отработанных газов делают ее практически не заметной на радарах и позволяют днем и ночью в любых метеоусловиях уничтожать воздушные и наземные цели. Причем одновременно атаковать высокоточным оружием сразу несколько объектов. Впервые 8 из 16 авиационных ракет самолета спрятаны в его фюзеляже. "Пятерка" сможет действовать как истребитель и бомбардировщик, штурмовик и воздушный разведчик. Такая многофункциональность особенно важна при длительном полете на сверхзвуковых скоростях. Ее обеспечит многократная дозаправка в небе. Наконец, "пятерка" готова стартовать и садиться на полосу длиной всего 300-400 метров.
Эксперты утверждают, что по многим параметрам российский самолет более эффективен, чем его американские аналоги - F-22 "Рэптор" и F-35 "Лайтинг".
Михаил Погосян, руководитель компании "Сухой":
- Это большой успех российской науки и конструкторской мысли. За таким достижением стоит кооперация более сотни предприятий-смежников, наших стратегических партнеров. Программа перспективного комплекса фронтовой авиации выведет отечественное самолетостроение на качественно новый технологический уровень. Эти самолеты наряду с модернизированными комплексами четвертого поколения будут определять потенциал российских ВВС в течение ближайших десятилетий.