Одеваюсь потеплее, ведь за окном - минус 20. Как утверждают метеорологи, минувший январь попал в семерку самых холодных за последние 130 лет. А мне еще стоять на остановке, ждать автобуса. На то, что мой маршрут N 11 придет к станции метро "Кунцевская", как и положено по расписанию, через 5 минут, я даже не рассчитываю.
Мои худшие опасения с лихвой оправдываются. Все сроки миновали, а автобуса все нет. Народ, ожидающий его, начинает приплясывать. Через полчаса по пословице: "Мы с Тамарой ходим парой", приходят сразу два. Первый - старенький, со сдвоенным салоном, желтый "Икарус", второй - новенький "Волжанин".
Все рвутся в тот, что новее: стекла в нем чистые, а водитель сидит в форменной рубашке и жилетке. Ясно, что там тепло. Увы! Мне места в этом раю не хватило, сажусь в "Икарус" с заиндевевшими стеклами и шофером в дубленке, руль он держит руками в перчатках. Нахохлившийся мужчина явно продрог и сам, хотя все печки в салоне работают. Судя по скользкому полу, температура здесь выше нуля, но ненамного. На сколько градусов именно - остается догадываться. "Откуда я знаю, печь включена, и если двери не открывать - то будет тепло, но это же городской автобус, а не экспресс", - огрызнулся Олег Иванов (так представился водитель), у которого я попыталась выяснить, почему же так холодно в его транспортном средстве. Смягчившись, разговорился: "Несколько лет назад пытались утеплить окна и салон, но толку мало. "Икарусу" десятый год, спасибо, что вообще едет в такой мороз".
Отогреваюсь в поезде подземки. Но на станции "Парк Культуры" хочешь не хочешь снова надо выходить на мороз. Сажусь в троллейбус "Б". За пятнадцать минут поездки по Садовому кольцу в сторону Ленинского проспекта чувствую, что не только ноги, но и пальцы в перчатках начинают мерзнуть. Женщина за рулем - в форменной куртке поверх длинного плотной вязки свитера, толстых штанах-дутиках и шарфе, в три слоя обмотавшем шею. "Включите печку", - чуть не умоляю я ее. "У моей печки только одна кнопка, и сейчас она в положении "вкл", - объясняет она терпеливо, очевидно, не в первый раз.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в департаменте транспорта и связи города, в этом году к работе в зимних условиях было подготовлено чуть более 8 тысяч единиц городского общественного транспорта. Холоднее всего в старых автобусах "Икарус-280" (они ходят по маршруту 918), а также в старых трамваях "Татра" и троллейбусах ЗиУ-682 (их осталось не более сотни). За последние три года 40 процентов подвижного состава заменено. "Осталось заменить еще 15 процентов, - рассказал "РГ" сотрудник пресс-службы ГУП "Мосгортранс" Александр Оносовский. - Остальные 45 процентов обновлены за последние пять-шесть лет".
Новые автобусы, которые приходят на смену устаревшим, созданы специально под московский климат, для зимы в них есть усиленная система обогрева. Даже в сильный мороз там устойчивая температура - плюс 16. Сложнее с электротранспортом. Дело в том, что для отопления салонов троллейбусов и трамваев используются нагревательные элементы, которые питаются электроэнергией от контактной сети. То есть, образно говоря, на создание "сауны" мощности просто не хватит. Поэтому даже по ГОСТу в троллейбусе и трамвае вполне может быть минусовая температура. Дело в том, что нормой для салона электротранспорта предусмотрено, чтобы спустя 25 минут прогревания при закрытых дверях и без пассажиров было на 20 градусов теплее, чем на улице. То есть если термометр показывает за окном -30, а в салоне - минус 10, то все в порядке. Ну а то, что у пассажиров зуб на зуб не попадает, это уже эмоции.
А вообще, как рассказал корреспонденту "РГ" зам. генерального директора ГУП "Мосгортранс" Евгений Адамов, москвичи должны сказать транспортникам спасибо хотя бы за то, что они не выполняют еще один федеральный норматив, который предписывает, чтобы остановки в городе расположены были не чаще, чем через 500 метров друг от друга. Представляете, каково было бы заниматься в нынешнем январе полукилометровыми пробежками! К счастью, наплевав на все предписания, остановки в Москве построили на расстоянии 100-300 метров друг от друга.
Может быть, поэтому, несмотря на холод в салонах, жалоб от горожан в морозы не прибавилось? Напротив, год от года их становится все меньше. Судите сами. При том, что "Мосгортранс" перевозит в год более 5 миллионов пассажиров, за три зимних месяца поступило всего около 280 жалоб! То есть в день от силы три-четыре, хотя еще лет пять назад их было десятки.
Наверное, все же сказывается и обновление транспорта, и то, что перед выходом в рейс каждую машину проверяет специальная служба контроля за работоспособностью отопительных систем, герметичностью дверей и окон. Если хоть один из параметров нарушен или водитель забыл включить отопление, транспорт не выпускают из гаража. А в самые морозы автобусы, обычно стоящие под открытым небом на площадках депо, стараются поставить все-таки в обогреваемый ангар.
Полезный телефон
Хотите пожаловаться на действия водителя или на холод в салоне общественного транспорта? Звоните по телефону "горячей линии": (495) 953-0061. Мой совет вам: прежде обязательно запомните остановку, время посадки, номер маршрута и бортовой номер транспортного средства. Тогда есть гарантия, что жалобу внимательно рассмотрят и без ответа не оставят. Ну а если нет ни сил, ни желания пытаться внести свою лепту в улучшение качества обслуживания на московском городском транспорте, то просто выбирайте те маршруты,где народу побольше. Будет хоть и тесно, зато уж не замерзнете.