20 ноября исполнится 100 лет со дня ухода и смерти Льва Толстого. Что готовится в связи с этой датой в нашей стране и в мире? Об этом мы поговорили с директором Государственного музея Л. Н. Толстого Виталием Ремизовым.
Российская газета: Спорный вопрос: надо ли отмечать даты смерти? Вот уход и смерть Льва Николаевича... Событие-то ведь печальное!
Виталий Ремизов: Оно и печальное, и знаменательное. Уход и смерть Толстого были потрясением для той эпохи, но они не оставляют нас в покое и сегодня. До сих пор в этой истории много таинственного.
В 1960 году 50-летие ухода и смерти Толстого очень широко отмечалось. Скажем, в Италии собрались крупнейшие ученые и писатели, которые размышляли о значении Толстого. Тогда еще были живы кровоточащие раны Второй мировой войны, и идеи Толстого об устройстве мира без насилия были актуальны. Затем по решению ЮНЕСКО даты смерти перестали отмечать. Не знаю, насколько это правильно, но это точно несправедливо по отношению к Толстому. Его уход и смерть были событием мирового масштаба. Из жизни ушел самый запоминающийся, самый "пассионарный" человек мира.
РГ: Чем отличается нынешняя ситуация от 1960 года?
Ремизов: В России сегодня все можно издавать, нет вета на "запрещенного" Толстого. Но Толстой опять "не ко двору". Как и 100 лет назад, его взгляды на православие, на государство, на отношение власти и народа звучат остро и неприятно для власти. Толстого принимают как бытописателя эпохи. Как философ, общественный деятель и великий просветитель он, к сожалению, все еще не востребован в России.
А вот в Европе произошел серьезный переворот в этом плане. Пережив бурный всплеск любви к Достоевскому, европейцы возвращаются к Толстому. XXI век оказался в тупике с точки зрения многих жизненно важных проблем. Конфликты между народами только растут. Глубоко занимаясь Толстым, мы, специалисты, понимаем, насколько важно обращение к его наследию именно сегодня. Важно, чтобы это поняли и другие.
На Западе в этом году планируется проведение нескольких крупных форумов, посвященных Толстому. Начнется это в Италии, продолжится в Румынии, во Франции и завершится в Нью-Йорке.
Европа заказала нашему музею несколько выставок. Летом открываем совместную с финнами выставку в Хельсинки, в сентябре - в Цюрихе, в ноябре - в Мюнхене. Финнов интересует тема "толстовства". Швейцарцев он привлекает как разносторонний писатель и философ. Немцев интересует аспект "Толстой и Германия".
РГ: Россия отстает?
Ремизов: Да нет, слава Богу! У нас немало людей, кто думает о Толстом и его месте в духовной жизни нашего общества. В России состоится крупный симпозиум с участием зарубежных специалистов. Он начнется в Туле и Ясной Поляне, перейдет в Астапово и закончится в Москве. Планируется около 300-400 участников. Не только толстоведы, но писатели, деятели науки и культуры.
РГ: Какие мероприятия, кроме толстовского конгресса, готовит ваш музей?
Ремизов: В Астапове мы открываем экспозицию "Астаповский меридиан: на пороге вечности". Мы хотим взглянуть на события 100-летней давности глазами современного человека. Это тот "меридиан", который разделил две сферы жизни человечества: до Толстого и после Толстого. И так же он разделил жизнь самого Толстого: в быту и в вечности. Все невероятные конфликты, которые происходили вокруг Толстого перед его смертью, говорили о сложности перехода человека из земной жизни в бессмертие.
Мы готовим открытие в Астапове Культурно-образовательного центра имени Толстого площадью полторы тысячи квадратных метров. Он станет местом встреч людей разных возрастов, но прежде всего молодежи, и разных профессий: философов, писателей, педагогов, экологов. И в нем же будет располагаться музей детства... Да-да, рядом с местом, где Толстой умер, будет музей для детей. Это будет интерактивное пространство, где ребятишки из Тулы, Воронежа, Рязани, Орла, Липецка, Москвы станут соучастниками некоего увлекательного действа. Жизнь человека начинается с детства. С повести "Дет ство", первого печатного произведения писателя, началась литературная жизнь Толстого.
РГ: Астапово в стороне не только от Москвы, но и от областных центров...
Ремизов: Через Астапово проходит всего один поезд дальнего следования. Мы ведем переговоры с железной дорогой о выделении специального вагона, который доставлял бы людей из разных городов на станцию Лев Толстой (надеюсь, что ей будет возвращено прежнее название - Астапово), чтобы они могли провести здесь 2-3 дня. Ведь рядом находятся и Куликово поле, и Богородицкая усадьба, описанная в "Анне Карениной", и много других потрясающе интересных мест. Мы также создали отдельный гостиничный комплекс, примерно на 40 мест, для тех, кто решит приехать сюда самостоятельно.
РГ: Какова концепция новой астаповской экспозиции?
Ремизов: Мы не навязываем концепций. Мы идем за Толстым, который обладал потрясающим чувством правды и искусством трагического. Когда в романе "Анна Каренина" в финале 7-й части он решает судьбу Анны, он пишет это настолько сурово и сдержанно, что современники обвинили его в жестокости. Но сама ситуация достаточна для того, чтобы пережить ее самому и осмыслить. Мы хотим, чтобы человек, побывавший в Астапове, увидел обстановку дома, пережил ту драму и частицей души прикоснулся к ней. Экскурсия будет без экскурсовода, но она - звучащая. Будет видео с живой хроникой, фрагментами из фильмов и спектаклей по мотивам произведений писателя, зазвучат толстовские мысли о жизни, смерти, бессмертии, предназначении человека. С особенным акцентом будет подана тема "Толстой и Россия". Прозвучит и тема счастья, очень важная для Толстого и для каждого из нас. "Толстой наедине с собой" - раздел экспозиции, обращающий к наиболее важным мыслям из дневников и писем писателя. Сдержанно и по-толстовски просто, сурово звучит рассказ об уходе и смерти великого старца в исполнении известных актеров.
РГ: В каком состоянии находится старое здание?
Ремизов: Мы провели уникальную реставрацию мемориала. Было много проблем, вплоть до того, что речь шла о снесении дома, который многие годы подтачивался жучком, и возведении "новодела". К счастью, удалось избежать. На это работали многие научные институты.
Одним из оригинальных решений является то, что комната, где умер Толстой (она расположена прямо напротив входа), будет подсвечена таким образом, что свет выходит на улицу. Вы будете видеть этот свет, как бы далеко ни находились от дома. Когда умирает великий человек, от него всегда исходит свет.
Все это сейчас в стадии подготовки. Вы первый, кому я об этом рассказал. Но обо всем рассказать невозможно. Это нужно увидеть.
РГ: Какие выставки планируются в Москве?
Ремизов: Будет открыта уникальная выставка на Пятницкой, в нашем выставочном комплексе. Названа она словами самого Толстого: "Мы жили вместе-врозь", - и посвящена Льву Николаевичу и Софье Андреевне. Многих экспонатов москвичи и гости столицы никогда не видели. Это личные вещи Толстого, его жены, его родителей. То все не муляжи, а подлинники. Например, знаменитый "перстень Анны Карениной", который Толстой подарил жене за переписку романа. Никто не видел локоны волос Толстого, которые сохранила Софья Андреевна.
РГ: До сих пор спорят: Гоголь блондин или брюнет? А Толстой?
Ремизов: Он был темноволосый. Но у нас сохранились пряди разных периодов жизни, до седых волос. На выставке будут представлены уникальные стереофотографии с Толстым и его окружением. Эффект живого Толстого поразителен, никакая кинохроника не может передать этого впечатления. Пора более основательно показать наряды Софьи Андреевны и вещи Льва Николаевича, оригиналы писем и дневников. Будут ритуальные атрибуты их жизни: венчальные свечи, свадебные перчатки... Вы увидите фотографии Софьи Андреевны, она увлекалась фотографией. Будет представлен слепок руки Толстого со стороны ладони, на котором ясно видны все линии. Я не сторонник хиромантии, но это линии судьбы гения...
РГ: Да, хироманты будут стоять часами. Когда откроется эта выставка?
Ремизов: Планируем открыть 9 сентября, в день рождения Толстого. Тема ухода и смерти отражена в астаповской композиции, а здесь тема семейной жизни. Ведь это не только их личная драма, это переходило в произведения Толстого, а потому приобретало общечеловеческое звучание, это то, что волнует каждого из нас, что всегда актуально.
В нашем музее на Пречистенке откроется кинозал, где будут демонстрироваться русские и зарубежные фильмы о Толстом и по мотивам его произведений - немые и звуковые. С каналом "Культура" мы подготовили несколько совместных фильмов. Первый сериал "Тайны стальной комнаты" уже идет на телеэкране, второй четырехсерийный фильм "В поисках Толстого" закончен и скоро, надеюсь, тоже увидит свет.
Готовится несколько уникальных книг. Выйдет книга "Он и она", в подарочном и обычном издании. Туда включены "Крейцерова соната" Толстого, повести Софьи Андреевны "Чья вина?" (ответ на "Крейцерову сонату") и "Песня без слов" (до сих пор не издана), а также повесть их сына Льва Львовича "Прелюдия Шопена". Выйдет книга "Духовный облик моей матери" - о Марии Николаевне Волконской, матери Льва Николаевича, которую он не знал, потому что она умерла, когда ему шел второй год жизни. У нас сохранились материалы, написанные ее рукой. Впервые целиком будет опубликована "Моя жизнь" - мемуары Софьи Андреевны. Это огромная рукопись в полторы тысячи печатных страниц. Полностью будут опубликованы и мемуары Льва Львовича Толстого, сына писателя, "Опыты моей жизни". Планируется альбом "Уход и смерть Льва Толстого" с документальными свидетельствами. С иллюстрациями для детей будет переиздана "Азбука" Толстого.
Планов немало, хватило бы сил да средств их освоить...