В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря открылась выставка, посвященная художественному наследию Кенозерского национального парка. Она завершает двухлетний этап исследований и реставрации уникальных росписей деревянных храмов русского Севера.
Кенозерский национальный парк, расположенный на территории Плесецкого и Каргопольского районов Архангельской области, создан именно для того, чтобы сохранять в первую очередь северное деревянное зодчество. Такое количество деревянных строений до сегодняшнего времени сохранилось только в Норвегии и России.
- Никогда еще в Москве не было столь широко представлено народное творчество, - говорит директор Кенозерского парка Елена Шатковская. - Наш парк обладает самой большой коллекцией расписных "небес" - 16 комплексами. Их мы и хотим показать.
В экспозиции представлены и другие образцы художественного наследия Кенозерья: иконы и церковная утварь. Центральным же экспонатом станет отреставрированное "небо" из Никольской часовни деревни Усть-Поча. Этот комплекс уникален тем, что имеет авторскую подпись. Роспись выполнена в 1881 году иконописцем Фёдором Захаровым Иоком. Ученые не только восстановили работу художника, но и исследовали его судьбу.
Вообще после указа Петра I часовни в России ставить было запрещено. Но только не для свободного Севера. Маленькие ажурные деревянные храмы появлялись и в деревнях, и в рощах, и на перекрестках дорог. В Кенозерье хорошо известны часовни Флора и Лавра, святого Власа, множество Никольских.
- Они возводились не для того, чтобы кого-то превзойти или поразить размерами, - рассказывает Елена Шатковская. - Их строили для повседневного пользования, и это подлинно народное творчество.
За два года исследовано 40 деревянных храмов национального парка. В результате появилась книга-альбом "Небеса и окрестности Кенозерья". Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка "Кенозерский". Многие материалы в ней публикуются впервые. В ходе подготовки издания проведена полномасштабная съемка памятников (внешний облик и внутреннее убранство), составлены их научные описания. В книге кенозерские "небеса" впервые предстают в полном объеме с возможностью не только увидеть их в целостной композиции, но и рассмотреть отдельные детали, отличающиеся особой выразительностью, свойственной народному искусству. Традиционная архитектура потолков и манера их росписи известна в северных русских землях с XVII века.
Деревянные северные храмы требуют чрезвычайно бережного отношения, ежедневной неусыпной работы по их реставрации и поддержанию. Это то, что, как говорится, нужно было делать еще вчера. Именно поэтому специалисты с горечью говорят о мизерном финансировании, которое выделяется на реставрацию памятников. На 2010 год в федеральной программе "Культура русского Севера" предусмотрено всего 40 млн рублей, которые будут распределены между 13 северными регионами.