Президиум правительства планирует соотнести российские техрегламенты с белорусскими и казахскими, позаимствовав часть последних за неимением своих.
Напомним, что техрегламенты устанавливают минимально необходимые требования безопасности продукции. И не создают излишних барьеров для инновационной продукции, добавляет к этой формулировке минпромторг. Как бы то ни было, эти "невидимые охранники" заботятся о каждом россиянине, и поэтому принимаются на самом высоком уровне.
История российских техрегламентов, которые должны прийти на смену старым ГОСТам, не слишком богатая. В 2005 году был принят первый стандарт, через три года их стало целых шесть, год спустя - восемь. Неудивительно, что тему техрегулирования поднял две недели назад президент Дмитрий Медведев, находясь с рабочей поездкой в Липецке. Среди поручений глава государства обязал Белый дом к 20 февраля утвердить правительственную программу разработки техрегламентов. Проект программы, содержащий перечень из 67 техрегламентов и ведомств, ответственных за их разработку и внедрение, минпромторг должен внести в правительство до 5 февраля.
"Президент заинтересован в том, чтобы требования к продукции были установлены как можно быстрее", - полагает высокопоставленный чиновник. Именно поэтому к четырем формам принятия техрегламентов - международным договором, указом президента, федеральным законом и постановлением правительства - прибавилась пятая, разрешающая осуществлять процедуру на основе указа министерства промышленности и торговли. Задача принять как можно быстрее техрегламенты тем более актуальна, учитывая, что с 1 июля 2010 года перестают действовать советские ГОСТы.
Одновременно с этим потеряются основные функции Ростехрегулирования. Впрочем, собеседник газеты уверен в неправильности ситуации, когда полномочия по аккредитации и госконтрольнадзору сочетаются в одном ведомстве. Последние правительство может передать до 1 апреля Роспотребнадзору, рассказал он. Роль ведомства Геннадия Онищенко, кстати, и без того возрастет с принятием всех техрегламентов, ведь минпромторг возлагает на него большие надежды в части слежения за качеством продукции, поступающей на российский рынок. Впрочем, как и на общества защиты прав потребителей.
Если же требования к отдельным видам продукции не регламентированы техрегламентами России, то к 1 марта правительство должно установить требования, содержащиеся в техрегламентах стран-участников Таможенного союза, то есть Белоруссии и Казахстана. У Астаны, к слову говоря, Москва уже намерена позаимствовать 20 процентов от общей массы стандартов за неимением своих. К 1 апреля 2011 года, рассчитывают в минпромторге, на пространстве Таможенного союза должны заработать единые техрегламенты.
Что же касается других инструментов контроля - стандартов, которые отличаются от техрегламентов тем, что отражают достигнутый уровень развития технологий и обеспечивают их трансферт, то здесь ситуация куда печальнее. В России сейчас насчитывается чуть более 23 тысяч стандартов, которые соответствуют мировым в среднем менее чем на 50 процентов. "Темпы обновления национальных стандартов составляют лишь 5 процентов в год, необходимо 10 процентов", - сетует чиновник.