В Москве появятся новые охотники на "зайцев"

Для транспортных "зайцев" наступила золотая пора.

В конце прошлого года измененный Кодекс об административных правонарушениях запретил контролерам брать с зайцев штрафы на месте. О чем "Мосгортранс" официально уведомил всех пассажиров: "В случае если лица, представившиеся контролерами, требуют уплаты штрафа на месте, они являются мошенниками".

К чему привела новая норма закона? Какой смысл в контролерах, которые не вправе брать с нарушителей штраф? В этих вопросах разбирался корреспондент "РГ".

Сегодня новый порядок практически исключает такую меру воздействия на безбилетников, как денежный штраф. "Контролеры, - поясняют в пресс-службе "Мосгортранса", - уличив пассажира в безбилетном проезде, должны предложить ему оплатить проезд или покинуть транспорт". Впрочем, в конфликтной ситуации они могут вызвать сотрудников милиции, которые составят протокол об административном правонарушении - тогда пассажира отправят платить штраф в Сбербанк. Кстати, он остался прежним - 100 рублей. Но эта - крайняя мера, которая практически не работает.

При этом свыше 300 контролеров предприятия регулярно выходят на маршруты. С нововведением их зарплата уже не зависит от количества штрафов, в среднем они получают по 24 тысячи рублей - за то, что взывают к совести пассажира, уговаривая пробить билетик или освободить салон. А "заяц" в этом случае просто перепрыгивает в следующий автобус или троллейбус. Но стоит ли ради этого содержать армию ведомственных контролеров, которые (согласно измененному кодексу) не могут наказать "зайца" рублем?

Но, похоже, золотое для зайцев времечко будет длиться недолго. Глава "Мосгортранса" Петр Иванов уже заявил: "Город будет создавать свою службу контроля. Мы рассчитываем, что она появится в ближайшее время". В департаменте транспорта и связи Москвы подтвердили: такая идея обсуждается. Возможно, это будет оперативный отдел контроля. Но в любом случае он должен быть при исполнительном органе государственной власти - и тогда у него будут полномочия штрафовать безбилетников.

На Московской железной дороге вместо контролеров по пригородным электричкам давно уже ходят ревизоры. Они тоже не имеют права брать штрафы, а только "обилечивают", беря за услугу 24 рубля "сверху".

В итоге "зайцы" "прогрызают" огромную брешь в бюджете МЖД: она ежедневно теряет на безбилетниках до 200 тысяч рублей на каждом пригородном направлении. По подсчетам специалистов, практически каждый третий пассажир электрички не покупает билет, а километров за 70 от Москвы уже половина не тратится на проезд. Тем не менее всякий объявленный месячник, когда ревизоры-кассиры в сопровождении чоповцев ходят по вагонам, проверяя билеты, дает эффект: почти на 20 процентов увеличивается сбор денег.

надо знать

Что может контролер "Мосгортранса"?

Рекомендовать пробить проезд ной талон или приобрести билет у водителя (с 1 января он стоит 28 рублей).

В случае отказа оплатить проезд - предложить покинуть транспорт.

Если безбилетник отказывается это сделать - вызвать сотрудников милиции. Они составят протокол об административном правонарушении и потребуют оплатить штраф в размере 100 рублей в любом отделении Сбербанка.

Изымать социальные карты у пассажиров, которым они не принадлежат.

совет

Как распознать лжеконтролера?

Чтобы избежать подделки документов, "Мосгортранс" каждый квартал выдает контролерам новые удостоверения, меняя цвет.

В первом квартале этого года они зеленого цвета, оснащены голограммами. На титульной стороне - фотография контролера, его фамилия, имя, отчество, табельный номер.

Горячая линия "Мосгортранса" по работе городского транспорта: тел. (495) 953-00-61.
Пожаловаться на ревизоров-вымогателей в электричках можно по телефону "горячей линии" МЖД:
тел. (495) 235-01-53.