Любой шаг, который предпринимают сегодня власти регионов, позиционируется как шаг на пути модернизации и одновременно как антикризисное действие. Власти многих областей предпринимают попытки, причем весьма успешные, сохранить социально-политическую стабильность в своем регионе, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, и одновременно пытаются создать условия для поступательного развития области, увеличения объема инвестиций, модернизации экономики, внедрения инноваций.
Практика показывает, что одно зачастую противоречит другому. Взять, например, рынок труда и, в частности, проблему безработицы. "Рынок труда предназначен для того, чтобы быстро осуществить перераспределение рабочей силы. В одних отраслях или на предприятиях возникает потребность освободиться от излишней рабочей силы, в других возникают точки спроса, куда эта рабочая сила может быть при определенных условиях перераспределена. В последние годы, особенно в кризисный год, работала избыточная установка сдерживания высвобождения рабочих мест. На практике очень часто это было больше похоже на запрет на высвобождение рабочей силы, - говорит исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов. - Если серьезного сокращения рабочей силы не произошло, резкого сокращения зарплат не допустили, то и производительность не могла повыситься. Отсутствие роста производительности труда в кризис - свидетельство недостаточной мобилизационной готовности экономики к выходу из спада и возможностям будущего роста. Это как раз один из уроков кризиса и одна из проблем, которые нам надо будет решать. Нынешний экономический кризис обернется для нас вялым рынком труда, слабым ростом производительности. Пассивный рынок труда может сдерживать возможности роста экономики".
Между тем на борьбу с безработицей в регионах выделяются огромные деньги. Например, Республика Бурятия в этом году направит на эти цели 360,6 млн рублей (из них 335,9 млн из федерального бюджета), на рынке труда Южного Урала в текущем году финансирование мероприятий по стабилизации ситуации на рынке труда вырастет на 600 млн рублей по сравнению с 2009 годом, в целом на мероприятия по обеспечению занятости населения в 2010 году в регионе планируется направить более 4 млрд рублей. На стабилизацию рынка занятости Удмуртии будет направлено 535 млн рублей. Всего же на реализацию программ по поддержке рынка труда российским регионам выделено 40,5 млрд рублей.
Вдвое, если не втрое больше бюджетных средств выделяется на стимулирование инновационного развития с помощью специальных институтов развития (организаций, являющихся операторами-проводниками государственной политики по поддержке развития бизнеса в определенных сферах деятельности, - ВЭБ, ОАО "РВК", региональные венчурные фонды, Роснано и др.). Институты развития РФ в совокупности обладают ресурсами для обеспечения государственной финансовой поддержки на 2009-2010 гг. инновационного бизнеса в размере около 87 млрд рублей в год (без учета ВЭБ). И эти деньги далеко не всегда расходуются рационально.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), особенность организации существующих институтов развития такова, что они создают избыток государственных денег на одних направлениях и недостаток на других, а также диспропорции в поддержке регионов. Часть выделенного финансирования остается неиспользованной. Кроме того, институты развития подотчетны различным федеральным органам исполнительной власти (мин обрнауки, минэкономразвития, минсвязи, правительству РФ и др.), региональным органам исполнительной власти. Финансирование институтов инновационного развития осуществляется одновременно по многим каналам и программам разных ведомств. Однако функция координации этой деятельности фактически не закреплена за каким-либо федеральным органом. Кроме того, большинство институтов развития сконцентрировано в Москве и ведет операции из московских офисов. По мнению экспертов, это затрудняет работу с региональными проектами и способствует распылению ресурсов.
Вот и по мнению главы Роснано Анатолия Чубайса, которое он высказал на прошедшем недавно форуме "Россия и мир: вызовы тысячелетия", Москва не знает, что делается в инновационной сфере в регионах. Вот цитата: "Я считаю, что в России роль региональных компонентов в строительстве инновационной экономики абсолютно уникальна... Первое, что нужно правильно сделать, - просто изучить то, что уже есть. Москва этого не знает. Москва не знает того, что Томск и Казань - лидеры международного класса в инновационной экономике. Москва не знает того, что там работают десятки инновационных компаний с объемами продаж под сотни миллионов долларов, на мировом уровне, очень высококлассные. Москва не знает той региональной политики, которая выстроена в Томской области и Татарстане по поддержке инновационной экономики. Ее просто, для начала, надо изучить. Дальше недурно для себя попытаться разобраться с тем, а что мы дальше собираемся делать. Мы будем в каждом регионе, от Чукотки до Чечни, строить инновационную экономику? Или, может быть, мы выберем приоритеты? Если да, то какие? Кто может ответить на этот вопрос кроме государства? Совершенно очевидно, что здесь колоссальный вызов, который стоит перед государством, на который мы даже еще не пытались отвечать. Есть еще мелкий вопрос под названием федеральные органы исполнительной власти. Какое министерство сегодня отвечает за инновационную экономику? Если мы ее собрались строить всерьез, то кто главный, с кого спросить?"
Между тем все регионы как один разрабатывают стратегии инновационного развития, отчитываются о внедренных инновациях, выделяют собственные средства на реализацию инновационных разработок, проведения инновационных форумов, строительство технопарков и пр. И получают миллионы рублей из федерального центра на прожекты, в названии которых есть слово "инновационный".