Юрий Богомолов: В наше время понятие "лишний человек" переосмыслено

Оставшаяся позади неделя оказалась сложнопересеченной реальностью. В Украине переизбран президент, у нас среди политологов - разногласия по этому поводу, разногласия по поводу эвтаназии, глобализма, политкорректности, судьбы доллара. У нас на слуху суд над Евсюковым, чудесно выживший гаитянин, снегопады в Штатах, дожди в Ванкувере, масленица в России, и ко всему этому накатила в глаза Белая олимпиада - праздник глобализма, на этот раз с черной отметиной - гибель грузинского саночника.

Нет худа без добра

С окончанием сериала "Очарование зла" Михаила Козакова началось его обсуждение. "Под это дело" была придумана специальная программа "Послесловие" с участием автора и заинтересованных мастеров культуры - Аллы Демидовой, Натальи Нарочницкой, Виталия Вульфа, Сергея Мироненко, Николая Сванидзе. Вел ее Александр Архангельский.

Предметом обсуждения стали главным образом не художественные достоинства фильма, а прозвучавшие в нем исторические мотивы. Просто потому, наверное, что и авторов, и зрителей заинтриговала более всего именно реальная подоплека разыгранной на экране трагедии.

То, о чем поведано в сериале, эпизод в истории взаимоотношений русской интеллигенции с Революцией. Позади Гражданская война. Белым неуютно в эмиграции. И не только по причинам материальной стесненности, но и ввиду душевной беспризорности, идейной беспросветности.

Красные тем временем укрепились в стране и заметно преуспели в романтизации образа советской империи.

Образ зла отпугивает и притягивает, в том числе и тех, кто с оружием в руках боролся с ним. И тех чеховских интеллигентов, кто до Октября по капле выдавливал из себя раба, а потом сам со своими надеждами на всемирную гармонию оказался выдавленным из страны.

Не самые последние из них становились винтиками и колесиками в агентурной работе "компетентных органов", перемалывающих сознательных, бессознательных, а еще больше - мнимых врагов новой власти в России и лично товарища Сталина.

Очарованные и завербованные НКВД милые, славные, светлые чеховские интеллигенты делались сначала шестеренками в бездушной машине, затем - палачами и через некоторое время - жертвами. Судьба Сергея Эфрона, мужа великой Марины Цветаевой, в этом отношении одна из самых показательных.

Судьбы других прототипов героев этого сериала в той или иной степени подтверждают правило.

Наталья Нарочницкая со снисходительной печалью говорила в студии об этом поколении очарованных и пропащих граждан России. Была в ней и нота некоторой удовлетворенности: мол, сами виноваты. Мол, это их сословие сочувствовало делу революции и если не непосредственно готовило ее, то морально ее оправдало. И вот - результат, последствия...

Мысль не новая. К ней время от времени возвращается Никита Михалков. Совсем недавно он ее пробросил в ночной беседе по телевизору с Владимиром Познером. Тогда же он объяснил нам, что русский интеллигент как класс был завезен Петром извне. Наверное, как картошка.

Картошка сгодилась, а от интеллигента - одни проблемы. В частности эрозия духовной почвы Всея Руси.

По такой логике: нет интеллигента - нет проблемы. Стало быть, революция права, что поубивала своих детей?..

Сейчас мы можем их оплакать, отдать должное их талантам, поставить им памятники и думать, что все - путем, все правильно.

Тем временем

Тем временем всегда что-то происходит.

На этой же неделе снова зашла речь об убийстве детей, уже не в метафорическом смысле, а во вполне конкретном.

Один из журналистов (имя не стану называть, чтобы лишний раз не пиарить очередного Герострата) вбросил в эфир здоровую идею: а не подвергать ли эвтаназии тех новорожденных, что не нормальны и доставят впоследствии массу хлопот их родителям и государству?

Сначала она была вброшена в эфир НТВ. Ей был дан ход в авторской программе Сергея Минаева "Честный понедельник". И как в этой ситуации мог отстать от своего коллеги Андрей Малахов со своим авторским ток-шоу "Пусть говорят"...

Тема разогрелась, вскипела, общество взволновалось... Теле- и радиожурналисты почувствовали себя граждански ответственными персонами. И на вопросы обескураженных такой инновацией коллег отвечали в том духе, что тема актуальная, злободневная, а те интеллигентные хлюпики, кто в галстуках и манишках, пусть подберут розовые сопли и отойдут в сторонку, пока мы тут наведем порядок.

Что-то инновационное в такой эвтаназии несомненно есть. По прикидкам господина, предложившего ее как радикальное средство оздоровления общества, лет через двадцать у нас снизится преступность на 20%.

Между тем

Между тем "интеллигентные хлюпики", как я понял, не возражали против обсуждения проблемы как в медицинском, так и в социальном аспектах; они возражали против людоедского, фашизоидного подхода к ней.

У нас есть проблемы с ксенофобией. Позовем ли мы для ее обсуждения нациста?

У нас есть проблемы с преступностью на сексуальной почве. Надо ли звать в эфир в качестве эксперта по этому вопросу Чикатило?

А тут именно такой случай. В эфир позвали поднимать тему господина, у которого с мозгами все более или менее в порядке, а на месте души - зияющая дыра. Господин N похож на человека, но не человек. И в утешение ему можно сказать одно: таких, как он, довольно много.

Кстати

Неделей раньше НТВшники подняли проблему стариков, что сильно обременяют государство и печалят отдельных граждан. Передача иронизировала: "Старикам здесь не место?"

Может, и в этом случае надо было сказать: "Нет человека - нет проблемы"?..

В наше время понятие "лишний человек" переосмыслено. Это не тот, кто не находит применение своим способностям, это тот, кто вообще без надобности.

Зло, сколь бы оно ни было чудовищно и бесчеловечно, не лишено магии.

К слову

Алла Демидова в программе у Александра Архангельского не без раздражения бросила: "Очарование зла - это всего лишь красивая фраза. Нет никакого очаровании в зле!"

Если бы...

Не было бы его, Пастернак не захотел бы побеседовать со Сталиным о жизни и смерти... Булгаков бы не создал того Воланда, которого мы знаем по "Мастеру и Маргарите"... Гамсун не увлекся бы Гитлером... И т.д. И т.п.

...Зло нередко бывает очаровательным. Как сталинский режим в обрамлении героев фильма "Волга-Волга", которые в минувшее воскресенье впервые пели и плясали в цвете.

...До этого картина в черно-белом одеянии обладала какой-то индивидуальностью. Теперь она стала похожей на среднестатистический голливудский продукт 30-х годов, снятый на советском материале.