Авторы программы преследуют сразу несколько целей. Одна из основных - создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
По словам руководителя регионального департамента экономики Юрия Есипова, сегодня перед орловским бизнесом стоит множество барьеров - в основном административные и монополистические.
Нельзя сказать, что работа по их ликвидации ранее не велась. В прошлом году, например, ужесточился контроль за осуществлением внеплановых проверок малого и среднего бизнеса. По словам руководителя управления Роспотребнадзора по Орловской области Геннадия Захарченко, возглавляемое им ведомство сократило количество проверок на 20 процентов - "с целью снижения административных барьеров для развития предпринимательства".
- В связи с расширением функций Роспотребнадзора в управлении организована работа по приему и учету уведомлений об осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, - рассказал он. - С 1 сентября 2009-го поступило 28 таких уведомлений, отказов в регистрации не было.
С мая прошлого года внеплановые выездные проверки невозможны без согласования с прокуратурой. Результаты уже дают о себе знать. С начала действия закона орловская прокуратура отклонила 139 из 234 заявок контролирующих органов на проведение внеплановых проверок, посчитав их необоснованными. Не раз пришлось "поправлять" и чиновников, вольно обращающихся с законом.
- В 2009 году прокурорами были опротестованы правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие административные барьеры для ведения предпринимательской деятельности, связанной с оборотом алкогольной и продовольственной продукции, вводящие ограничения для осуществления торговли и другие, - рассказал прокурор Орловской области Сергей Воробьев. - Опротестован также ряд постановлений о привлечении индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.
За соблюдением закона о конкуренции внимательно следят и сотрудники антимонопольной службы. Именно на данных проведенного ими мониторинга и строится региональная программа развития конкуренции. Пока с соблюдением "правил игры" в регионе не все в порядке. Примером служит рынок ЖКХ. Весной прошлого года депутаты горсовета обратились в УФАС с просьбой проверить деятельность управляющих компаний. Схема взаимоотношений "конкурентов" оказалась настолько запутанной, что решение было принято только в декабре. В управлении пришли к выводу: пять крупнейших УК Орла, обслуживающих свыше 76 процентов жилого фонда, монополизировали рынок. О конкуренции и речи не идет - сферы влияния поделены по районам. Во главе стоит пятое предприятие, управляющее четырьмя районными. Это вылилось в оказание некачественных услуг и завышенные счета для граждан. Руководителей УК обвинили в сговоре и оштрафовали.
Порой отсутствие здоровой конкуренции обусловлено иными причинами. Например, на рынке молочной продукции решающее значение, как ни странно, играет географический фактор. Закупочные цены на молоко невелики. Производителю невыгодно везти его далеко - бензин обойдется дороже. Вот и получается, что крестьянин ограничен в выборе. Молоко он сдает ближайшему закупщику. В регионе их всего 19 - в основном молочные и сыродельные заводы. Налицо и неразвитость рыночной инфраструктуры, начиная от нехватки специального транспорта и холодильного оборудования и заканчивая сезонными колебаниями цен. Справиться с обстоятельствами могут только крупные переработчики.
Важнейшим игроком на рынке закупок считается Орловский молочный комбинат. Он покупает сырье в 22 районах, причем в 15 из них его доля закупок составляет от 45 до 100 процентов. То есть там он выступает в качестве монополиста, диктующего условия.
Похожая ситуация - на рынке хлебобулочных изделий. Большинство жителей региона вынуждены покупать местную продукцию, поскольку у них нет выбора. Из-за роста транспортных расходов пекарни и торговые предприятия отказываются возить хлеб за пределы своих районов. Такая практика порождает локальную монополизацию областного рынка, который дробится на мелкие сегменты. Например, в Болховском районе местный хлебокомбинат контролирует 92,6 процента продаж хлебобулочных изделий, в Ливенском районе аналогичное предприятие - 84 процента рынка.
По мнению Юрия Есипова, административных барьеров, мешающих ввозу хлеба и хлебобулочных изделий на территорию региона, нет. В Орле продается даже белорусская продукция, которая пользуется спросом. Но для вхождения на данный рынок необходим крупный начальный капитал, а срок окупаемости довольно длителен. К "местным" административным барьерам специалисты относят экологические ограничения, трудности в получении земельных участков и доступа к энергоресурсам и услугам естественных монополий.
Иным образом развиваются отношения на рынке хранения зерна, 18-20 процентов которого занимают поставщики из других регионов. В итоге цены в этом секторе регулируются сообразно спросу.
Постепенно к этому приходит и строительная отрасль. Еще в 2006 году говорить о конкуренции в ней было неуместно. Тогда в Орле работало всего семь компаний, причем три из них составляли группу, которая контролировала подавляющую часть рынка жилья. Войти в него было невероятно сложно. Во-первых, из-за отсутствия стартового капитала, во-вторых, из-за противодействия монополистов, пользовавшихся благосклонностью власти. Сегодня многоквартирные дома в Орле строят уже 28 компаний.
Создавать благоприятную конкурентную среду региональные власти намерены отдельно для каждой сферы деятельности. Например, в том же строительстве наблюдается падение спроса на квартиры. Компаниям приходится замораживать объекты, сокращать штаты. Но выход есть. Чтобы оживить отрасль, региональное правительство намерено выкупать у застройщиков уже готовое жилье - для расселения граждан из аварийного и ветхого жилья, для военнослужащих и ветеранов Великой Отечественной войны, молодых семей, имеющих право на государственные субсидии.
В АПК на состояние конкуренции отрицательно влияет недостаток пунктов первичной переработки продукции, а также слабое развитие дорожной и торговой сетей. Здесь власти взяли курс на развитие кооперации и технологии "прямых продаж" сельхозпродукции населению - посредством ярмарок "выходного дня" и специализированных рынков. По словам главы региона Александра Козлова, они должны появиться в каждом районе.
Пожалуй, сложнее всего создать конкурентную среду на рынке ЖКХ. Он обладает собственной спецификой. С одной стороны, серьезных экономических или административных барьеров для входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами нет. Здесь не требуется крупных вложений - УК осваивает средства жильцов, не надо получать лицензию. Словом, местные власти на деятельность управляющих компаний повлиять не могут, равно как и создать для некоторых из них преимущества.
С другой стороны, развитие конкуренции на данном рынке крайне затруднено. Люди все еще плохо разбираются в жилищном законодательстве, поэтому можно говорить, что они лишь номинально участвуют в процессе управления своим домом. Чаще всего жители выбирают ту компанию, которая обслуживала их дом раньше. В Орле так и получилось. Сегодняшние монополисты, частные компании, выросли на базе обанкротившихся муниципальных предприятий. Они изначально имели преимущество перед любым конкурентом: захватив рынок, заключили долгосрочные договоры с жильцами. Попробуй теперь их расторгни.
Более того, орловские управляющие компании, на языке антимонопольного законодательства, "образуют группу лиц и рассматриваются как один хозяйствующий субъект". Так что они, скорее, выстраивают для потенциальных конкурентов барьеры стратегические. Основу для развития конкуренции власти видят в росте количества товариществ собственников жилья. Пока доля ТСЖ крайне мала - под их началом всего 2,2 процента домов. Чиновники подумывают о популяризации идеи создания товариществ. В частности, планируется проведение собраний с жильцами, организация правовых приемных и даже создание специализированного интернет-портала.
P.S.
Ожидается, что в ближайшее время программа развития конкуренции будет представлена на обсуждение депутатов облсовета. Ее действие пока рассчитано до 2012 года. Выбор отраслей, в которых в первую очередь постараются развить конкуренцию, и объемы финансирования будут зависеть от их значимости для экономики региона, а также от остроты текущих конкурентных проблем.