Похоже, появление в конкурсе фильма "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского взорвало всю ситуацию. Никто не знает, как отреагирует жюри, но критика его оценила однозначно: даже в многоопытном мире современного кино перед нами - событие!
Из тысячного зала на пресс-просмотре ушло человек тридцать, не больше. Необычно содержательные вопросы задавали на пресс-конференции - что уже говорит об интеллектуальном уровне картины. Кто-то из критиков заявил, что это самый умный и психологически глубокий фильм из всех, что он видел за последнее десятилетие. Выступавшие отмечали отличную работу актеров и сулили большое будущее дебютанту Григорию Добрыгину.
Наутро в критическом рейтинге журнала Screen наш фильм собрал наибольшее количество высших баллов ("четыре звезды" = "великолепно") и сразу вышел на первое место, далеко опередив безусловного, до вчерашнего дня, лидера - румынскую драму "Хочу свистеть…".
"Стандартные слова насчет пейзажа как героя фильма в данном случае точны: русская кинодрама снята на одном из самых суровых, продуваемых ветрами ландшафтов, какие только можно себе представить, - на Чукотке, - пишет журнал Screen. - Но у Чукотки в этом замечательном фильме Алексея Попогребского есть два неотразимых партнера… Картина доказывает, что даже в эру компьютерных технологий киносъемки могут быть настоящей, требующей мускульных усилий авантюрой". В самом построении этой истории о первом суровом уроке жизни, который получает молодой герой, критик видит отражение религиозных мифов о земном аде, который должен пройти человек, прежде чем заслужить искупление. Журнал считает, что фильм займет свое место как в артхаусе, так и в широком прокате для ценителей документальных приключений, отмечает захватывающие дух съемки Павла Костомарова и ставит фильму высший из возможных баллов.
"Тарковский в полярных морях" - озаглавил свою восторженную рецензию автор газеты Berliner Zeitung, делая в финале предположение, что председателю жюри Вернеру Херцогу такой фильм должен понравиться. Как сказал, выступая на пресс-конференции, украинский критик, российская конкурсная лента - самая глубокая из всех показанных здесь картин, и если до сих пор жюри судило фильмы, то после этого вечера русский фильм будет судить о компетентности жюри.
Мне тоже кажется, что жюри в здравом уме и твердой памяти не может не заметить явление такого масштаба, как фильм Попогребского. Тем не менее, с прогнозами предпочту подождать - еще не сложился общий пейзаж конкурса. До сих пор он был ошеломляюще скуден - настолько, что приходится жалеть о дефиците достойных соперников у российской картины. Но у фестивалей есть коварная привычка приберегать главные козыри под занавес. Еще впереди новая работа обладательницы Золотого медведя Ясмилы Збанич "На пути", еще ждет своей очереди триллер "Убийца внутри меня" Майкла Уинтерботтома. Наконец, сегодня пойду смотреть скандальный, запрещенный для проката в Германии фильм Оскара Релера "Еврей Зюсс - взлет и падение", где рассказывается о том, как под личным художественным руководством Геббельса снимался главный антисемитский кинохит нацистской Германии "Еврей Зюсс"; в роли Геббельса - немецкий суперстар Мориц Бляйбтрой.
Из уже просмотренных на призы, по-моему, могут претендовать очень немногие ленты. Среди них, конечно, румынская драма "Хочу свистеть…", которая до сегодняшнего утра держала первенство в рейтинге, а также открывший фестиваль китайский фильм "Вместе порознь". Приз за режиссуру, боюсь, достанется Роману Поланскому: жюри вряд ли упустит возможность заявить о своей солидарности с томящимся в заключении коллегой. Тем более, что для этого не придется кривить душой: режиссерские качества "Призрака" весьма хороши. Наверняка у политически зацикленных членов жюри возникнет желание поощрить какую-то из кинематографий мусульманского мира, которые из фильма в фильм заявляют о непричастности последователей ислама к международному терроризму и пытаются стереть из памяти людей телекадры с подонками, которые ликуют и хохочут при виде падающих нью-йоркских небоскребов. Это тема давно уже стала модной на Берлинале, однажды даже пригласившем бородатых верзил, бывших узников Гуантанамо, в почетные гости.
Сегодня на Берлинале третья из наиболее ожидаемых гала-премьер: после картин Поланского и Скорсезе свою новую работу предъявляет оскаровский лауреат Роб Маршалл. Как и предыдущая картина "Чикаго", его мюзикл "Девять" представляет собой звездную экранизацию бродвейского спектакля, поставленного на сюжет фильма Федерико Феллини "Восемь с половиной".