Согласно исследованию, проведенному экономическим университетом, только 15 процентов екатеринбуржцев вообще знают о существовании местных производителей одежды, трикотажа и кожгалантереи. Большинство из тех, кто приобретал продукцию местного легпрома, оценивают сочетание качества и цены как удовлетворительное.
Считается, что легкая промышленность города в целом перенесла кризис относительно легко. По отношению к 2008 году объем отгрузки готовой продукции вырос на пять процентов в текстильной отрасли и на семь - в изготовлении кожевенных и меховых изделий. Правда, данная статистика касается структур, состоящих в городском координационном совете по легкой промышленности, - таковых в данный момент всего 34. В массе же своей это малые предприятия, которые отчитываются перед государством раз в год, поэтому обобщить информацию по отрасли трудно, отмечают в администрации. Тем не менее по имеющимся данным можно сделать вывод, что именно малые предприятия стали лидерами: например, рост отгрузки по сравнению с прошлым годом у них составил девять процентов, в то время как крупные и средние прибавили лишь три.
Это не случайность: как отмечает ведущий специалист отдела производства потребительских товаров и малого предпринимательства городской администрации Нина Рукавишникова, масштабные производства во многом зависели от госзаказов. Однако в этом году заказы на полушерстяную и шерстяную ткань, используемую для пошива форменной одежды, существенно снизились. В то же время мобильные небольшие предприятия легко адаптировались к изменившимся условиям. Они продемонстрировали стремительный рост количества договоров поставки (на 73 процента), при этом средние суммы контрактов значительно снизились.
Увы, количество занятых на производстве в отрасли сократилось по сравнению с прошлым годом на три процента. Директор фирмы по пошиву женской одежды больших размеров Елена Жарникова констатирует, что самое большое достижение 2009-го - то, что вообще удалось сохранить предприятие и рабочие места.
- Из-за того, что круг наших потребителей ограничен, мы продаем продукцию по всей России, работаем без склада, напрямую с торговлей. И снизившиеся обороты, особенно во второй половине года, очень сильно по нам ударили, - объясняет она причину такого положения дел.
В то же время производители одежды уже испытывают дефицит в обычных швеях, поскольку учебное заведение, готовившее таких специалистов, было вынуждено прекратить прием документов по этой специальности из-за критического недобора студентов. "Все хотят быть дизайнерами", - невесело шутят и педагоги, и работодатели. Количество выпускников, подготовленных по специальностям легпрома, в 2009 году по сравнению с предыдущим уменьшилось на 28 процентов. Справедливости ради добавим, что и число занятых в этой сфере снижается на протяжении многих лет.
Предприниматели, имеющие хорошие позиции на рынке, стремятся их еще более упрочить - к примеру, за счет диверсификации своей деятельности. Марина Мордухова, директор предприятия по производству и продаже меховых головных уборов, отмечает, что оборот компании остался на прежнем уровне благодаря открытию нового специализированного салона.
- У нас три направления деятельности: бытовые услуги, производство и торговля, - рассказывает эксперт. - Спрос на услуги не изменился, производство выросло, но зато упала внешняя реализация - магазины стали закупать нашу продукцию не столь активно. Сейчас мы развиваем новое направление - производство декоративных меховых подушек и покрывал, но пока эти товары приобретают только московские салоны.
Александр Соловьев, главный инженер завода по производству лакокрасочной продукции и хозтоваров, констатирует, что в 2009 году спада не было, напротив, произошел рост заказов и объемов производства - главным образом за счет заключения контрактов на поставку товаров крупным федеральным торговым сетям. Тенденция сокращения логистических цепочек и поиска розничной торговлей прямых поставщиков в регионах, по мнению многих экспертов, поможет укрепить местное производство.
Специфика легкой промышленности Екатеринбурга в том, что небольшие производства часто работают в плотной сцепке с местными торговыми предприятиями - порой на них приходится львиная доля продаж какой-либо группы товаров. Елена Чернышева, председатель городского комитета по товарному рынку, рассказывает, что в ходе реализации программы продвижения продукции местного легпрома был проведен опрос директоров более чем двухсот магазинов, 95 процентов которых заявили, что заинтересованы в сотрудничестве с теми производителями, что находятся близко. Попутно опрос выявил неудовлетворенную потребность розницы в школьной форме, классических женских брюках, одежде больших размеров и нарядной женской одежде.