Не утихают дискуссии о некомпетентности и уязвимости суда присяжных.
В декабре 2008 года из его компетенции были изъяты дела о терроризме, шпионаже и государственной измене. Однако уже в декабре 2009 года Госдумой был принят закон, позволяющий рассматривать террористические дела в окружных судах с участием присяжных заседателей.
Свое мнение по этой спорной теме высказали один из инициаторов законопроекта, председатель Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников и заслуженный юрист России, судья Конституционного суда РФ в отставке Тамара Морщакова.
Присяжные из другого края
Павел Крашенинников:
- Далеко не все сотрудники правоохранительных органов оказались готовы к участию в работе судов присяжных в качестве обвинителей. Не все они владеют искусством перевода с юридического языка на человеческий с тем, чтобы убедить простых граждан в правоте своих утверждений. Отсюда и заявления некоторых специалистов о некомпетентности присяжных.
Другой проблемой является формирование состава присяжных в Северо-Кавказских республиках, где в силу сохраняющихся клановых традиций далеко не всегда удается сформировать список заведомо объективных кандидатов в присяжные. Поэтому в 2008 году Госдумой был принят закон, предусматривающий исключение из рассмотрения суда с участием присяжных заседателей уголовных дел о преступлениях, квалифицируемых по нескольким статьям УК РФ. Это статья 205 ("Терроризм"), 206 ("Захват заложника"), 208 ("Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем"), 212 ("Массовые беспорядки"), 275 ("Государственная измена"), 276 ("Шпионаж"), 278 ("Насильственный захват власти или насильственное удержание власти"), 279 ("Вооруженный мятеж"), 281 ("Диверсия"). Такие дела впредь будут рассматриваться только коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
Однако трудности с формированием списка присяжных в Северо-Кавказском регионе можно преодолеть и не отказываясь от самого суда присяжных. Для этого достаточно изменить территориальную подсудность дел по указанным выше статьям. В декабре 2009 года Госдума приняла закон, уточняющий подсудность дел, отнесенных к компетенции военных судов РФ.
Вносимые изменения связаны с принятым Госдумой законом о внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса. Он разрешает передавать в окружной или флотский военный суд уголовные дела о преступлениях террористического характера, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц. В частности, изменения в статьи 1, 7, 13 и 14 закона о военных судах позволят по ходатайству Генпрокурора или его заместителя в соответствии со статьей 35 УПК передавать по решению коллегии из трех судей Верховного суда РФ в окружной или флотский военный суд по месту совершения преступления уголовное дело о преступлении террористического характера.
Одновременно были внесены изменения в закон о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции. Они установили правила, как должны составляться списки кандидатов в присяжные заседатели военных судов и формироваться коллегии присяжных заседателей этих судов.
Эти изменения позволят, с одной стороны, оградить свидетелей, потерпевших, а также присяжных от давления со стороны соучастников преступлений, родственников подсудимых и иных заинтересованных лиц. А с другой - обеспечить объективное рассмотрение дел, связанных с террористической деятельностью.
Судебная география
Тамара Морщакова:
- Суд присяжных - довольно сложная форма судопроизводства. Работа в таком суде предъявляет серьезные требования к юристам-профессионалам: следователям, прокурорам, судьям. И не потому, что присяжным надо понятно объяснять, а потому, что им надо привести убедительные доказательства виновности. В известном уголовном деле о покушении на террористический акт против губернатора Санкт-Петербурга присяжные вынесли оправдательный вердикт, потому что прокуратура не могла опровергнуть сомнения в том, что обвинение сфабриковано. Суд присяжных более объективен и мешает осудить без достаточных доказательств, то есть только для того, чтобы следствие и обвинение могли фиктивно отчитаться о своих успехах, в том числе и в борьбе с терроризмом. Подбор беспристрастной коллегии присяжных труден, но без этого нет суда, это относится и к судьям-профессионалам. В условиях острых социальных, этнических, военных конфликтов на региональном уровне обеспечить беспристрастный суд в зоне такого конфликта нереально.
Суды с участием присяжных предусмотрены в РФ только в областном и равных ему судах, то есть на уровне вышестоящих судов в субъектах Федерации. Давно обсуждается предложение о том, чтобы судебные территории, в пределах которых действует тот или иной суд, не совпадали с территорией одного субъекта Федерации, тогда суды будут более независимы от региональной власти. Так организованы арбитражные и военные суды.
Новый закон передает рассмотрение дел о террористических актах военным судам именно исходя из их большей отдаленности от места расследования преступления. Это должно служить объективности и судей, и присяжных. Очевидно, законодатель признал значение беспристрастного суда, а также защиты участников процесса от незаконного давления и угроз. Вместе с тем этот закон не исключает, что дело будет передаваться окружному военному суду не только в случае, когда обвиняемый захочет воспользоваться своим правом на суд присяжных. Такие решения не должны приниматься произвольно.