Специалисты ВМС США, американские и немецкие исследователи, два специальных судна: Anne Candies и Seabed Worker, мини-субмарины, два робота и четыре суперсовременных гидролокатора - лучшие спасательные силы брошены на поиск черных ящиков лайнера А-330 компании "Эр Франс", разбившегося в Южном полушарии 31 мая 2009 года.
Точные причины и обстоятельства этой катастрофы по-прежнему остаются загадкой.
Эта сверхмощная экспедиция уже названа "спасательной командой мечты". Она отправится в свою миссию в середине марта. Операция расценивается специалистами французского Бюро расследования авиакатастроф как последний шанс поднять со дна Атлантики самописцы потерпевшего крушение самолета. Она - самая масштабная и дорогая в истории бюро. Шансы на ее благополучный исход оцениваются французскими экспертами, как "более чем 50 процентов".
Лайнер А-330, на борту которого находились 228 человек, летел из Рио-де-Жанейро в Париж 31 мая 2009 года. Связь с ним была потеряна через четыре часа после взлета в то время, когда самолет находился над Атлантическим океаном в Южном полушарии. Катастрофа лайнера стала крупнейшей в мире за последние восемь лет и самой крупной за 75-летнюю историю компании "Эр Франс". Пока в качестве возможной причины аварии называется неисправность датчиков скорости лайнера.
Вот уже более восьми месяцев титанические усилия поисковиков найти остатки самолета и выловить черные ящики заканчивались безрезультатно. Две поисковые операции, проведенные летом минувшего года, обошлись французской казне в 9 миллионов евро. Из океана были извлечены останки 50 из 228 погибших. Однако сами черные ящики так и не были обнаружены. Французские власти признают: если и третья фаза поисков, в которой задействованы лучшие из лучших специалистов, не увенчается успехом, мир вряд ли узнает причины крушения над Атлантикой аэробуса А-330. "Я не знаю, что нам останется делать в этом случае", - откровенно признался глава Бюро Жан-Поль Троадек.
Нынешнюю операцию финансирует не государство, а компании "Эрбас" и "Эр Франс", которые выделили на нее по 5 миллионов евро. На поиски отводится около четырех недель, однако в случае их успешного продвижения бюро может попросить о дополнительном финансировании.
Газета "Фигаро" сообщила, что, взяв паузу после второй фазы операции, следователи и эксперты провели титаническую работу по подготовке ударной ее части, чтобы уже в водах Атлантики "поработать в наилучших условиях".
Это привело к тому, что в настоящий момент район поисков по сравнению с первыми операциями сужен почти в 12 раз: с 17,5 до 1,5 тысячи квадратных километров. Французские эксперты признают, что это значительно увеличивает вероятность обнаружения самописцев. Теперь их будут искать на глубине 4 тысяч метров на участке 30 на 50 километров. Эта информация была с удовлетворением воспринята пилотами компании "Эр Франс", которые убеждены, что их коллеги, попав в часть мощного грозового фронта, пытались обогнуть его именно над этим участком океана.