На Берлинском фестивале прошла третья из наиболее ожидаемых здесь премьер - фильм Роба Маршалла "Девять". Картина звездная: к ее созданию причастны такие люди, как Энтони Мингелла, который выступил одним из авторов сценария, красивейшие актрисы современных экранов Николь Кидман, София Лорен, Марион Котийяр, Пенелопа Крус, Кэйт Хадсон, неотразимая Джуди Денч, а в главной роли знаменитого кинорежиссера Гвидо снялся Дэниэл Дэй-Льюис.
Услышав это имя героя - Гвидо - любитель кино сразу поймет, что дело не обошлось и без такой ключевой фигуры, как Федерико Феллини: Гвидо Ансельми - герой его знаменитейшего фильма "Восемь с половиной". Да, фильм "Девять" - это музыкальная версия сюжета фильма "Восемь с половиной": история о кинорежиссере, который испытывает кризис творчества, кризис семейных отношений и кризис отношений с его многочисленными женщинами - его любовницами, его музами. Эта история еще в начале 80-х вдохновила композитора Моури Естона на создание бродвейского мюзикла, который тоже стал знаменитым и получил премии Тони. Теперь Роб Маршал, уже адаптировавший для кино бродвейский мюзикл "Чикаго", повторил этот путь в фильме "Девять".
Как известно, этот фильм Феллини уже давал толчок воображению великого американского хореографа и режиссера Боба Фоссе, и тот использовал открытый итальянским коллегой метод для создания своего лучшего киномюзикла "Весь этот джаз". Но это была абсолютно самостоятельная работа, чего не скажешь о картине Роба Маршалла. Его фильм "Девять" - дань уважения и восхищения мастером - Федерико Феллини, своего рода, как говорят, приношение ему, и это картина, способная доставить много удовольствия хорошей музыкой, эффектной хореографией и общением с загадочной красотой замечательных актрис. Хорош в роли Гвидо и актер Дэй-Льюис. Но все равно не оставляет ощущение некоей механистичности конструкции: вот как только сюжет дает возможность попеть и потанцевать - тут же вставляется красивый музыкальный номер. Вставляется именно как номер, как музыкальная пауза в действии, как нечто совершенно отдельное. Этого ощущения не было в фильме "Весь этот джаз": Боб Фоссе создал свой, индивидуальный, исповедальный фильм. Роб Маршалл на это не претендует - он, так сказать, сделал к великой картине Феллини музыкально-пластические иллюстрации, не более того. Это если судить по большому счету. А удовольствия много, зрелище роскошное - пир для глаз и ушей. Правда, фильм Феллини был еще и пиром ума, таланта и горечи. И его очень захочется теперь пересмотреть.