В субботу вечером станут известны названия фильмов - победителей 60-го Берлинского кинофестиваля. По рейтингу, который киножурнал Screen ежедневно публикует на основании голосования восьми представителей ведущих кинематографических изданий мира, среди 22 конкурсных картин лидирует наша - фильм Алексея Попогребского "Как я провел этим летом". У него 3,1 балла из 4 возможных. На две десятых балла меньше у румынского фильма "Хочу свистеть…" Но все это не очень поможет нам в прогнозировании итогов голосования главного жюри фестиваля. Очень часто мнения жюри и мнения критиков расходятся диаметрально.
Вот и на этот раз, к примеру, один из аутсайдеров в критическом рейтинге - японскую картину "Гусеница" - все-таки можно считать одним из главных претендентов на призы. Это глубоко пацифистская лента о солдате, который вернулся с войны без рук, без ног, без способности говорить и слышать. О трагедии его и его семьи. И на этом почти невыносимом для лицезрения фоне фильм весьма саркастично показывает свойственные любой войне ура-патриотические настроения. В таком ключе, на таком уровне натурализма эту тему еще не решали - и это может сыграть в пользу японского фильма.
Среди общепризнанных кандидатов на призы - румынский фильм "Хочу свистеть". Кроме того, жюри наверняка захочет выразить свою солидарность с находящимся в заключении коллегой Романом Поланским и вполне может дать ему приз за режиссуру - а она в фильме "Писатель-призрак" вполне качественная. Вряд ли захочет жюри оставить с носом хозяев поля - немцев. Из трех немецких фильмов здесь говорить всерьез можно об одном - "Еврей Зюсс: взлет и падение". При том, что и фестивальный зал и пресса приняли его холодно, эта картина затрагивает одну из самых болезненных страниц немецкой истории, причем решает тему интересно, с хорошими актерскими работами. Хотя, думаю, давать Морицу Бляйбтрою приз за хорошо сыгранную роль Геббельса жюри вряд ли решится.
И наконец, наверняка найдется место среди призеров какому-нибудь из фильмов мусульманского мира. Я не вижу здесь сколько-нибудь крупных художественных достижений, но тема терроризма как и тема исламизации Европы, сейчас относятся к самым горячим и спорным. Самый политизированный фестиваль Европы - Берлинский - наверняка и здесь не упустит случая высказать свою позицию.
Под самый занавес любимый режиссер Берлинале англичанин Майкл Уинтерботтом показал черный триллер "Убийца внутри меня" по бульварному чтиву 50-х. Коррумпированный шериф. Брутальные разборки. Серийные убийства. Кровянка. Натурализм. Все сто раз видено. Заранее скучно. Что эта продукция делает на фестивале? Хотя Уинтерботтом - конечно, профи, и все у него на месте, и цвет, и звук, и монтаж, и очень неплохой, как всегда, Кэйси Аффлек. Некоторые журналисты включили его в претенденты на призы.
Ну, а я лично считаю лучшей на фестивале нашу картину - "Как я провел этим летом". У нее уже большой урожай более чем позитивных рецензий, хотя есть и скептики, причем, как всегда, наибольший скептицизм высказывают российские критики - в их статьях часто слышатся непонятные мне неприязненные ноты. В фильме есть, с моей точки зрения, один драматургический просчет: мотивы поведения героев в ключевые моменты не всегда прописаны достаточно внятно. Если случится осечка - только по этой причине. Потому что актеров хвалят все, операторскую работу превозносят до небес, звуковое решение тоже. Но некоторые агентства делают вид, что нашего фильма просто нет, в рейтингах "Берлинер моргенпост" одни эксперты поставили нам пары, другие вообще не пошли смотреть - клеточки пусты. Сказывается определенная холодность по отношению к непонятному восточному соседу.
Читая отзывы о Берлинале в мировой прессе, находишь кучу союзников по убеждению, что некогда авторитетный фестиваль катастрофически проседает. Конечно, проседают все фестивали, да и золотая пора кинематографа далеко позади - впереди маячат зрелища в лучшем случае типа "Аватара". Как показал Берлинале, в творческом кризисе даже такие мастера, как Чжан Имоу, Мартин Скорсезе, Роман Поланский. Но Берлин в кризисе еще из-за неспособности дирекции выработать хоть какие-то критерии, хоть что-то похожее на художественную стратегию и тактику.
Ну, а еще и кризис финансовый. Газеты сетуют на усохшие приемы - по количеству и качеству. На отсутствие звезд. Даже на то, что Берлин уволил всех дворников, и теперь критики должны колдобиться по буеракам.
А главное - на скудный паек для рецензий и для жюри: конкурс невиданно слабый.
Прогнозы в этих условиях делать невозможно. Потому что при отсутствии всем очевидных лидеров будут руководствоваться не качеством, а привходящими обстоятельствами. А там - как бог на душу положит.