Известный авиаконструктор Александр Бегак провел наземные испытания нового сверхлегкого самолета.
Прыжок на Эльбрус
Основным отличием "Сталкера-I" от более ранних вариантов бегалетов (так называет свои авиамодели Александр) является жесткое крыло, сменившее традиционный матерчатый купол параплана.
- У него одноместная кабина, крылья с размахом до семи метров и двигатель в 50 лошадиных сил. Для его создания были применены современные технологии авиастроения, материалы и оборудование, - рассказывает Бегак. - Это принципиально новая модель сверхлегких летательных аппаратов нашей авиалаборатории, многофункциональное транспортное средство. "Сталкер" может складывать крылья вдоль корпуса, причем жесткое крыло при необходимости заменяется традиционным для бегалетов мягким, а усовершенствованная система шасси позволяет приземляться на небольших площадках.
"РГ" уже рассказывала об Александре Бегаке - конструкторе (свой первый самолет построил еще в школе), пилоте, испытателе, парашютисте, каскадере и - романтике. В 13 лет совершил свой первый парашютный прыжок. Сегодня их количество приближается к двум тысячам, включая такие спортивные подвиги, как приземление на вершину Эльбруса (5642 метра) с высоты семь тысяч метров.
Полеты над "Борнео"
37-летний выпускник Московского авиационного института участвовал во множестве сложнейших экспедиций. В прошлом году на своем микросамолете с мягким крылом "Бегалет-Эволюция" Александр поднялся с ледовой дрейфующей полярной станции "Борнео" на три тысячи метров и установил свой восьмой мировой рекорд: раньше никогда техника такого типа и класса не испытывалась в условиях Северного полюса.
На счету пятигорчанина более десятка изобретений. Одно из самых известных - "Скарабей": параплан, оснащенный легкой кабиной, воздушным винтом и мотором, позволил в 2005 году подняться на 3701 метр над уровнем моря и установить абсолютный рекорд высоты для сверхлегких летательных аппаратов. Это практически настоящий самолет - все системы и экипаж размещены в обтекаемой мотокапсуле из стеклопластика и титана. На нем он попал в Книгу рекордов России, совершив перелет из Санкт-Петербурга в Москву.
Очередной проект Бегака - "Небесная Одиссея" - объединил спортсменов, исследователей, путешественников и просто молодых энтузиастов. Год назад команда его побывала в Антарктиде. Помимо научно-прикладных задач, экспедиция выполнила своеобразную миротворческую миссию - выложила красной тканью на снегу слово "мир".
Для самого изобретателя труд в авиалаборатории отчасти и социальный проект.
- Со мной ежедневно работают десятки подростков из детского дома и неблагополучных семей. Каждая авиамодель объединяет вокруг себя порядка полусотни ребят, - говорит Александр. - При этом никто из них уже не возвращается к прежней жизни - пиву или наркотикам. Небо интереснее.
На пресс-конференции, посвященной презентации "Сталкера", Бегак рассказал, что работа велась в тесном взаимодействии со специалистами в области легкой авиации Московского авиационного института и Роскосмоса:
- Они дают нашему аппарату хорошую оценку. Модификации наносамолета тестировались также на Северном полюсе. И хотя "Сталкер-I" является первым прототипом серии и его ждет ряд дополнительных испытаний, первый аппарат уже куплен и есть намерения после устранения "детских недостатков" запустить новый бегалет в серийное производство.
По словам изобретателя, новинка может применяться в сельском хозяйстве для проведения авиахимических работ. Всего за один час машина способна обрабатывать площадь до 100 гектаров. Воздушные испытания нового аппарата пройдут в ближайшее время. Он не сомневается в том, что машина сможет участвовать в его новых арктических и антарктических проектах.
Олег Маркелов, заместитель председателя думы города Пятигорска:
- Команда экспериментальной лаборатории Александра Бегака трудилась над созданием "Сталкера" полтора года. Новый летательный аппарат может развивать скорость до 250 километров в час при экономичном расходовании топлива, преодолевать без посадки расстояние в 1200 километров и имеет широкий спектр применения. "Сталкер" можно использовать для мониторинга и аэрофотосъемки, дистанционного наблюдения за объектами, метеоразведки и сельхозработ.
Это также хороший тренировочный самолет для обучения пилотов, он удобен в эксплуатации, экономичен и может конкурировать с импортными аналогами на российском рынке сверхлегкой авиации. В своей экспериментальной лаборатории Бегак работает над инновационными и экологически чистыми видами техники. Они будут эксплуатироваться в Пятигорске и других городах-курортах всего региона.
Приятно, что у нас воплощаются мечты молодых, творческих и целеустремленных ребят, которых вокруг себя объединил Александр.